КИПЯЩИЙ КОТЕЛ ИНГУШЕТИИ

Читать на сайте Вестник Кавказа
Последние два-три года жители Ингушетии нередко наблюдают такую картину - боевики в масках и камуфлированной форме, передвигающиеся на автомобилях «Жигули» серебристого цвета, захватывают и убивают людей.
В этой вакханалии преступлений невозможно разобраться, кто же преступники. Одни убеждены, что это террористы, другие считают их уголовниками, трети – сотрудниками спецслужб. Оппоненты экс-президента Ингушетии Мурата Зязикова инкриминировали казни невинных людей силовикам. Однако Зязикова уже полгода нет у власти, а криминогенная обстановка не улучшилась. По данным парозащитного центра «Мемориал», только за четыре месяца этого года в Ингушетии зафиксировано 59 случаев гибели людей, среди них 12 сотрудников местных силовых органов, 6 командированных в Ингушетию сотрудников федеральных силовых структур, 21 мирный житель и 20 боевиков. МВД называет несколько другие цифры - за первые три месяца этого года убито 27 главарей и членов бандгрупп, один задержан, погибло 18 сотрудников МВД, несколько десятков ранено.
Особый резонанс получило убийство 21 апреля 21-летнего жителя села Сурхахи Адама Аушева. По словам очевидцев, при подъезде к Сурхахам его автомобиль был блокирован БТРом, и Аушев был расстрелян прямо в машине.
Иначе это происшествие описывается в пресс-релизе УФСБ по Ингушетии. Силовики работали по ориентировке о том, что группа преступников передвигалась на автомашине «Лада-Приора» с тонированными стеклами без государственных номерных знаков. Попытка остановить автомашину, подпадающую под ориентировку, привела к стрельбе со стороны ее водителя по сотрудникам силовых структур. Ответным огнем водитель был убит. Им оказался Адам Аушев - родной брат убитого в декабре прошлого года лидера так называемой назрановской группировки Магомеда Аушева.
1 мая состоялся сход тейпа Аушевых, на котором было выдвинуто требование властям незамедлительно провести объективное расследование и установить убийц. Аушевы уверены, что вина Адама заключалась лишь в том, что он брат Магамеда.
4 мая президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров встретился со старейшинами тейпа Аушевых. С их слов независимый портал «Ингушетия.Орг» цитирует Евкурова: «На сегодня нет никаких фактов подтверждающих причастность Адама к каким-либо криминальным структурам. Его убийство ничем не оправданно. Ведется следствие по факту его гибели».
Так это или нет, должно показать следствие, если оно, конечно, будет объективным. Но наблюдатели уже заметили, что Евкуров отличается от своего предшественника большей открытостью. Нежелание Зязикова говорить о проблемах порождало мнение, что силовики действуют чуть ли не по его приказу. Диалоги Евкурова с правозащитниками, встречи с родственниками убитых и похищенных показывают, что решение далеко не всех проблем - во власти главы региона. Вместе с тем привлечение во властные структуры деятелей из прежней оппозиции Зязикову позволяют ему периодически «выпускать пар» из «котла» общественного недовольства и пока избегать митинговых страстей.
В действиях нынешнего главы республики чувствуются энергия и целеустремленность, но одновременно ощущается отсутствие в его окружении деятельных, инициативных и современно мыслящих руководителей-менеджеров. Назначение на ключевые посты людей из команды первого президента Ингушетии Руслана Аушева, которые последние шесть-семь были не у дел, а так же тех, кто вообще не имеет опыта управленческой работы, снижают веру в быстрые перемены. Надежды на то, что среди этих чиновников нет коррупционеров - иллюзорны.
В этой связи эксперты предлагают пригласить в республику на руководящие посты людей из крупных российских центров, имеющих современный опыт управленческой работы. Вопрос лишь в том, кто поедет в этот «кипящий котел». И все же, несмотря на разгул преступности, люди пока верят Евкурову.