Махир Мамедов: "У армянских шахматистов нет и не будет проблем в Баку"
Читать на сайте Вестник КавказаВ Баку к завершающей стадии подошел Кубок мира по шахматам. Накануне стало известно имя второго финалиста турнира - им стал россиянин Сергей Карякин, который в полуфинальном тай-брейке одолел украинца Павла Эльянова. Теперь шахматный мир ожидает российскую дуэль. В матче за Кубок мира соперником Карякина будет другой российский гроссмейстер - Петр Свидлер. Однако уже сегодня можно подвести некоторые итоги бакинского турнира, призовой Фонд которого составляет 1,6 млн долларов. Кубок мира в Баку запомнится большим количеством шахматистов с мировым именем, сенсационными результатами и идеальной организацией. О том, как удалось провести турнир на столь высоком уровне, об обеспечении безопасности армянских шахматистов и о масштабах Шахматной олимпиады-2016, которую ФИДЕ также решила отдать Баку в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал вице-президент Федерации шахмат Азербайджана, директор операционного комитета Кубка мира и Всемирной шахматной олимпиады Махир Мамедов.
- Все участники турнира и ФИДЕ в восторге от его организации. Как удалось так организовать турнир?
- У нас большой опыт в проведении шахматных турниров самого разного уровня, хотя уровня Кубка мира у нас не было. Кубок мира мы получили вместе со Всемирной шахматной олимпиадой. Право на проведение олимпиады мы выиграли и получили "в нагрузку" Кубок мира. Его организационная часть и бюджет были определены указом главы государства, был создан оргкомитет во главе с первым вице-премьером Ягубом Эйюбовым, куда в качестве члена оргкомитета вхожу и я. В нем задействованы многие ведомства, многие ответственные лица.
Турнир сам по себе очень интересный - 128 участников, игра идет с выбыванием. Турнир захватывающий и по спортивным принципам, и своим драматическим содержанием, драматическим ходом борьбы в разных партиях, в разных матчах, отыгрышами, тай-брейками, падением флагов, разным эмоциональным поведением шахматистов, большим наплывом журналистов и зрителей.
Но организовать такой турнир для нас (может, это самонадеянно прозвучит) никакого труда не составляло. Имея предыдущий опыт, мы его очень легко организовали. Очень помог "Fairmont Hotel Baku". Министр спорта оказывал всяческую поддержку и помощь во всем. Президент федерации постоянно был с нами. Мы постоянно ощущаем поддержку. Думаю, на моем месте любой другой мог бы эти соревнования провести так же, как они проходят.
- Как насчет результатов? Ожидали ли вы, что уже после первого тура покинут турнир Гата Камский, Борис Гельфанд?
- Конечно, ожидал, что кто-то покинет. Я Кубки мира смотрю непосредственно как зритель с того знаменитого Кубка мира, который проходил в Кремле, где Теймур Раджабов вылетел в первом круге после игры с Яаном Эльвестом. Тогда тоже был драматический поединок, было спорное судейское решение. С того времени я присутствовал чуть ли не на каждом Кубке мира. Всегда в первых кругах бывают какие-то сенсации. Но в нашем турнире сенсаций было немного больше. Наш турнир знаменателен тем, что он самый сильный по составу по сравнению со всеми предыдущими Кубками мира. По именам, по рейтингу и так далее.
Так что, и Гельфанд, и Камский проиграли. Потом во втором круге еще кто-то, а третий круг – Крамник, Грищук, Топалов, четвертый круг. Это все, конечно, высочайший накал борьбы. С каждым днем происходит накопление усталости, истощение нервных сил, несмотря на прекрасные условия, на SPA, бассейн, прогулки по Баку. Многие не выдерживают.
Интересен был приезд армянских шахматистов во главе с их лидером Левоном Ароняном.
- Не было проблем с организацией безопасности армянских шахматистов?
- Нет. У нас есть большой опыт, включая триумфально закончившиеся в Баку первые Европейские игры. Мы знали, что они планируют приехать, и сделали все, чтобы они приехали, мы способствовали этому, убеждали ФИДЕ, что никаких причин для того, чтобы они не приезжали, не видим. Они приехали полным составом, даже были этнические армяне из других стран. К армянской делегации были приставлены, по согласованию с ними и с ФИДЕ, офицеры безопасности, которые обеспечивали их безопасность, их передвижения. Это было сделано по их инициативе. Но если бы таких мер принято не было, результат был бы ровно тот же.
Во время игр никаких инцидентов не происходило, и армянские шахматисты уезжали в нормальном настроении. Некоторые даже посмотрели город, остались довольны увиденным.
- Если Левон Аронян свободно может гулять в центре города, в Ичери Шехер…
- Конечно! Уверяю тебя, он человек узнаваемый, очень узнаваемый, он медиа персона, его все знают в лицо, он хороший шахматист. Увидев его в городе, никто бы не удивился. Отношение было доброжелательное.
- У армянских шахматистов не будет проблем, чтобы на следующий год принять участие в шахматной олимпиаде?
- Однозначно, не будет. Это соревнования другого порядка, только сборных команд, включая мужские и женские, мы ожидаем около 325 из 175 стран.
- Это самый большой спортивный турнир в истории Азербайджана?
- В истории Азербайджана самый масштабный. Участников будет две тысячи, сопровождающих лиц - не меньше тысячи, больше трех тысяч непосредственно вовлеченных людей, не считая журналистов, болельщиков и так далее. Baku Crystall Hall будет полностью обеспечивать проведение этого соревнования, люди будут жить в отелях вдоль бульварной линии. Приезд армянских шахматистов будет немного другой, потому что будет две делегации, в каждой минимум по шесть человек, у них могут быть сопровождающие, тренеры. Сопровождающие лица будут здесь находиться на протяжении минимум 13-14 дней. К ним будет чуть больше внимания, чем к остальным, потому что именно этого хочет и ФИДЕ, и армянская сторона.
- Как выступили азербайджанские шахматисты на Кубке?
- Эльтадж Сафарли выступил неудачно, с первого круга вылетел. Васиф Дурарбейли сыграл, как смог. Удивил Рауф Мамедов и Гадир Гусейнов в хорошем смысле этого слова. Рауф выбил сразу сильного шахматиста, чемпиона Европы Евгения Найера. А на втором круге просто не повезло, попал на Фабиано Каруану, это очень сильный шахматист, в первой мировой пятерке, один из сильнейших шахматистов современности. Поэтому Рауф его одолеть не смог, хотя вторая партия была нормальная, в первой партии проиграл. Я чувствовал, что Рауф должен с ним бороться, навязать ему борьбу.
Гадир пошел чуть дальше, на втором круге выбил Давида Наварру. Это не только сильный шахматист, но и один из самых узнаваемых и любимых шахматистов, у него большая армия болельщиков.
Теймуру Раджабову было нелегко - в первом круге он играл с Самуэлем Севьяном, восходящей звездой американских шахмат, в тай-брейке Теймур его обыграл. Второй круг тоже был нелегкий, был шахматист высокого уровня Илья Смирин, Теймур его тоже прошел во втором круге. В третьем круге был Петр Свидлер, с которым, конечно, был тай-брейк, и во второй рапид-партии у Теймура был шанс выиграть. Теймур мог бы пройти как можно дальше. Но сейчас мы видим, что его соперник Свидлер в финале. Свидлер сам был победителем Кубка мира в прошлом, это традиционно один из сильнейших шахматистов мира.
А вот Шахрияр Мамедъяров, конечно, всех порадовал. Благодаря ему, здесь было шахматное столпотворение, лихорадка. У него огромная армия болельщиков, он играет ярко, самобытно, это вызывает большую симпатию у всех, люди любят приходить на его партии. Он прошел трехкратную чемпионку мира среди женщин, китаянку Хоу Ифань, а далее индийского гроссмейстера Сетурамана. В четвертом круге блистательно прошел Фабиано Каруану. Причем это как будто большого труда не составляло, это для меня был шок, первую партию он выиграл просто в блестящем стиле. Но в пятом с Карякиным все решила, увы, вторая партия. Первую он мог выиграть, имел преимущество долго. Если бы Шахрияр прошел дальше в полуфинал, я думаю, мы пожалели бы, что выбрали FairmontHotel, потому что FairmontHotel не справлялся уже с наплывом людей. Вокруг Шахрияра был такой сумасшедший ажиотаж, он просто любимец публики.
- После появления в сборной Аркадия Найдича насколько усилится команда?
- Аркадий Найдич очень сильный шахматист, переговоры мы с ним вели по его инициативе, но наши желания и возможности совпали, и мы получили добро от Немецкой шахматной федерации. Это был конструктивный диалог, и мы также следовали, естественно, инструкциям и руководящим документам ФИДЕ. Я думаю, человек, во-первых, имеет положительный счет с Магнусом Карлсеном, это раз, во-вторых, традиционно у него рейтинг 2700, хотя сейчас немного спустил рейтинг, но традиционно он "двасемьсотник".
У нас всегда на третьих-четвертых досках были маленькие островки нестабильности, думаю, теперь островков нестабильности будет меньше. Найдич будет предводителем хвоста. "Хвост" – это очень условно, Шахрияр тоже, любил играть в хвосте. Вообще у Найдича складываются очень хорошие отношения с командой. Внутри команды хорошая атмосфера, это здоровый и цельный коллектив. Найдич русскоязычный, переехал в Баку с женой, и связывает свое будущее на ближайшие годы с Баку. Думаю, он улучшит нашу команду существенно.
- Естественно, и цели у сборной команды на предстоящем чемпионате Европы и у "SOCAR Азербайджан" на клубном кубке Европы самые высокие?
- Да, и в ранге победителя должны оттуда вернуться, не потеряв звания. На клубном чемпионате основным соперником будет команда "Сибирь", которая блистательно выиграла открытый чемпионат России. Но там сильный состав - Крамник, Аронян, Грищук, Ван Ю... В SOCAR тоже звезды собрались - Веселин Топалов, Фабиано Каруана, Теймур Раджабов, Шахрияр Маммедъяров, Аниш Гири, Рауф Мамедов, Эльтадж Сафарли и Майкл Адамс. Блистательная команда! Посмотрим, будет интересная борьба.
А что касается сборной команды то с Аркадием Найдичем, Раджабовым, Мамедьяровым, Рауфом Мамедовым тоже будет сильная команда.
- В одном из последних интервью вы заявили, что Азербайджан находится в центре мировых шахмат. Будет трудно держать эту планку?
- Не вижу никаких причин, чтобы мы перестали быть одним из центров мировых шахмат. Мы же видим, какой сегодня в стране шахматный бум. Телевизионные передачи наполнены шахматами, репортажи идут все время, залы бывают полными, а газеты выделяют лучшие полосы под шахматы. Есть указ президента Азербайджана Ильхама Алиева, Государственная программа о развитии шахмат в стране. Думаю, приток свежей крови и пополнение молодыми будет всегда. У нас растет молодое поколение, среди них очень талантливые девочки. Так что скоро наша женская сборная тоже будет сбалансированная, наряду с мужскими командами. Государство помогает, Министерство спорта финансирует все официальные соревнования, все поездки. А всю подготовку берет на себя федерация, проводятся мастер-соревнования, традиционные международные турниры как Shаmkir Сhess Tournament, Baku Open и каждый год принимаем какие-то масштабные соревнования мирового уровня. В 2016 году будет проходить Шахматная олимпиада, мероприятий много и с каждым годом все больше и больше.
- Азербайджанские шахматисты три года подряд выступали в Турнире претендентов, но в этом году не смогли туда попасть. Возможно ли, что Азербайджан возьмет организацию турнира на себя и в таком случае кто-то из азербайджанских шахматистов попадет на него уже в качестве хозяев?
- Возможно. Жалко, что мы не пробились напрямую. Конечно, двоих шахматистов отправить на этот турнир уже не получиться, но, если будет возможность участвовать, то придется делать выбор между Теймуром Раджабовым и Шахряиром Мамедъяровым путем микро матча или методом жеребьевки, или же отправить того, у кого высокий рейтинг. Они для нас одинаково выдающиеся. Микро матч между ними был бы великолепным шоу в истории азербайджанских шахмат.