Чего не хватает российской туристической сфере
Читать на сайте Вестник КавказаВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, где россияне провели лето, сколько денег потратили на поездку, чего ждали от лета и довольны ли своим отдыхом. Отдохнуть этим летом удалось 59% россиян, в том числе 36% провели свободные летние дни дома, 23% - выезжали куда-либо из своего родного города/села. Не отдыхали, не брали отпуск 41% (среди малообразованных – 57%, среди малообеспеченных – 50%, среди селян – 51%). В нынешнем году большей популярностью стали пользоваться курорты Краснодарского края (с 11% до 14%) и Крыма (с 2% до 6%). Выездной отдых в этом году обошелся существенно дороже (на 30%), чем в прошлом, кроме того фактический бюджет заметно превысил предполагаемый. Согласно данным сентябрьского опроса, средний россиянин этим летом заплатил за поездку 38.516 рублей (против 29.731 в 2014 году).
Директор ВЦИОМ по коммуникациям Алексей Фирсов рассказал о том, что могло мешает развитию внутреннего туризма.
Во-первых, отсутствие брендов. "За некоторыми исключениями российский сервис несопоставим с тем, что предлагается за рубежом. Вроде бы сервис это дело самих владельцев или акционеров компаний туристической инфраструктуры, но есть вещи, которые во много зависят от политики государства и глав регионов. Например, у нас очень плохо разработаны региональные бренды. Для многих жителей страны, многие регионы являются белыми пятнами. Это и громадная Сибирь, и Дальний Восток. Политика по региональным брендам мало где проводится, все складывается спонтанно, стихийно. Кто-то о чем-то узнает и дальше информация передается".
Во-вторых, слабо ведется работа по туристическим кластерам. "У нас есть какие-то туристические объекты, но нет кластерного подхода, когда возникает сочетание бизнеса и инфраструктуры вокруг туристического объекта".
В-третьих, навигация. "Туристическая навигация, даже в достаточно раскрученных регионах типа Крыма, очень слабая. Исторически складываются несколько точек, куда едут люди, они нарабатывались десятилетиями. Говорить о том, чтобы поддерживалась какая-то единая комфортная современная навигация по регионам, не приходится. Поэтому в некоторых местах возникают "закупорки", когда в какую-то отдельную часть едет много отдыхающих, а другие совершенно свободны".
В-четвертых, перевозки. "Регионы Дальнего Востока общаются между собой через Москву, то есть проще с Сахалина долететь до Москвы, а из Москвы улететь в Хабаровск. Но если человек долетает до Москвы, он не будет в качестве внутреннего туризма возвращаться обратно в соседний регион. Перед ним открыто и западное направление, и южное. Неразвитость внутренних перевозок и маршрутов между различными центрами, совершенно колоссальная центрированность вокруг Москвы всех маршрутов приводит к тому, что внутренний туризм не стимулируется. Макроэкономические или политические факторы способствуют развитию внутреннего туризма, но без осознанной политики в этом направлении процесс не пойдет сам по себе".