Нагорный Карабах: когда говорят и пушки, и дипломаты
Читать на сайте Вестник КавказаВ последние дни конфликт вокруг Нагорного Карабаха развивается в двух измерениях одновременно: на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск происходят перестрелки с использованием тяжелых видов вооружения, гибнут солдаты, в то время как на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке проходят переговоры между представителями стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и министрами иностранных дел Азербайджана и Армении по урегулированию конфликта, в том числе организации нового раунда переговоров между президентами двух стран.
Первый тяжелый бой произошел в пятницу, в преддверии встречи глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Эдварда Налбандяна. Начатая с армянской стороны, перестрелка скоро перешла в обмен артиллерийскими ударами, в результате которого погибло четыре солдата ВС Армении и один азербайджанский военнослужащий. Буквально во время переговоров министров Минобороны Армении опубликовало заявление, в котором предупредило о применении "соразмерных средств артиллерийского и ракетного поражения" с целью "содействия переговорному процессу".
Также в этом документе было сказано, что ВС Армении будет "держать под постоянным обстрелом места размещения подразделений азербайджанских ВС, все передвижения войск, военную технику и живую силу". Между тем Эльмар Мамедъяров в Нью-Йорке обращает внимание участников встречи на тот факт, что Армения "всеми возможными способами препятствует контактам между азербайджанскими и армянскими общинами Нагорно-Карабахского региона Азербайджана", и призывает Ереван вывести свои войска с оккупированных территорий.
"В случае если Армения не освободит оккупированные территории, Азербайджан предпримет все необходимые шаги для восстановления своей территориальной целостности, суверенитета и обеспечения неприкосновенности границ. Вся ответственность за какой-либо шаг, который будет предпринят государством-оккупантом и агрессором, в полной мере возлагается на Армению", - предупредил Мамедъяров.
Ответное слово прозвучало в тот же день, но не из уст Эдварда Налбандяна: президент Серж Саргсян, выступая на одном из мероприятий, заверил собравшихся, что Армения входит "в число самых военизированных территорий планеты".
Бомбой, брошенной Саргсяном в дипломатическую работу в Нью-Йорке, оказалась его фраза "когда я говорю Армения, Нагорный Карабах является ее неотъемлемой частью". Впервые руководитель Армении, чья государственная позиция состоит в отсутствии территориальных претензий к Азербайджану при поддержке якобы существующей на оккупированных азербайджанских землях самопровозглашенной и непризнанной "Нагорно-Карабахской республики", озвучил эти претензии, на словах включив признанную мировым сообществом как часть Азербайджанской Республики территорию в состав Республики Армения.
Пока эксперты гадали, почему Саргсян одним заявлением перечеркнул десятилетия работы посредников по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и признал факт оккупации азербайджанских земель, в Нью-Йорке при участии представителей Минской группы ОБСЕ была достигнута договоренность о встрече президентов Азербайджана и Армении до конца года, несмотря на всю серию провокационных действий. Между тем провокации продолжились: произошел еще один бой, в ходе которого погибли трое азербайджанских солдат и семеро армянских военнослужащих.
Насколько события этих выходных изменили течение нагорно-карабахского конфликта? Каковы их последствия? Об этом "Вестнику Кавказа" рассказали эксперты Расим Мусабеков и Ричард Киракосян.
Так, депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков усматривает прямую связь между стрельбой на линии соприкосновения войск и дипломатией в Нью-Йорке. "Покуда из-за неприемлемых притязаний Армении, которая отказывается выводить свои войска с оккупированных азербайджанских территорий, переговорный процесс находится в тупике, стоит ожидать, что ситуация на линии соприкосновения будет ухудшаться", - предупредил он.
"Азербайджанский министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров прямо заявил, что проблема не в отсутствии доверия или механизма выявления нарушений режима прекращения огня. Режим прекращения огня, когда он вводился, был рассчитан чуть ли не на месячный срок, чтобы стороны успели договориться и Армения вывела свои войска с оккупированных территорий. Проблема в том, что прошло уже 20 с лишним лет, а переговоры топчутся на месте. Более того, армянский президент заявляет, что Ереван рассматривает Нагорный Карабах вместе с оккупированными территориями как часть Армении. О чем теперь разговаривать?" - задался вопросом Мусабеков.
В связи с этим политолог скептически оценивает шансы на организацию встречи двух президентов. "Только когда Армения займет более разумную позицию, появится смысл во встрече президентов и выходе на подписание тех или иных документов. Для этого Ереван должен получить, скажем так, четкий сигнал на уровне глав государств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, что пора все же выполнять решения Совбеза ООН и рассматривать вопрос, в первую очередь, вывода армянских сил, обеспечения безопасности вводом миротворческого контингента, наблюдения и прочих вещей. Пока этого не будет, в новую встречу верится с трудом", - подчеркнул Расим Мусабеков.
Директор Центра региональных исследований Ричард Киракосян, в свою очередь, трактует использование Азербайджаном артиллерии при перестрелках как свидетельство о намерении возобновить активные боевые действия в Карабахе. "Интересно то, что последние столкновения не вызваны военной логикой или боевыми задачами, а непосредственно связаны с дипломатическим календарем. У Азербайджана есть намерение повлиять на встречи между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении, на подготовку встречи между президентами Азербайджана и Армении", - считает эксперт.
Киракосян также увидел в последних событиях желание Баку напомнить о нагорно-карабахском конфликте. "Последние российские операции в Сирии были, возможно, восприняты в Баку, как то, что в настоящее время Россия отвлечена от событий, происходящих в Нагорном Карабахе. Как мы видели, на последнем саммите ОДКБ не было выражено обеспокоенности по этому поводу, к сожалению. В итоге дипломатия провоцирует военные операции", - полагает политолог.
В отличие от Мусабекова, Киракосян позитивно оценивает шансы встречи Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна до конца года. "Основываясь на предыдущем опыте, включая прежние случаи роста напряженности за последние годы, мы ожидаем, что президенты Азербайджана и Армении встретятся в октябре или ноябре. Кроме того, можно рассчитывать на новый раунд российского посредничества. Например, президент Путин может попытаться уладить ситуацию, организовав очередную дополнительную встречу между президентами Азербайджана и Армении", - пояснил он.