Нино Бурджанадзе снова в Москве
Читать на сайте Вестник КавказаБывший спикер грузинского парламента (2001-2008), председатель партии "Демократическое движение – Единая Грузия" (ДДЕГ) Нино Бурджанадзе вновь отправилась в столицу России для переговоров с "влиятельными фигурами российского политического истеблишмента", как пояснили "Вестнику Кавказа" источники в ее партии. На этот раз Бурджанадзе не сможет встретиться с Владимиром Путиным. Судя по всему, высшее российское руководство не считает целесообразным в очередной раз оказывать оппозиционному деятелю знаки внимания. По крайней мере до тех пор, пока она не докажет на выборах свое реальное влияние и не завоюет соответствующие позиции в политическом истеблишменте страны. Иначе, в случае чрезмерно больших политических инвестиций в ее будущее, поражение Бурджанадзе на предстоящих в 2016 году парламентских выборах может "ударить" и по авторитету российской власти.
Нино Анзоровна, прекрасно осознавая правоту российских коллег, явно делает ставку на успешное участие в парламентской гонке, чтобы уже с новых позиций возобновить диалог об урегулировании российско-грузинских отношений. Поэтому, как и в прошлый раз, она ограничилась беседой с руководителями палат Федерального собрания России, зато сделала ряд знаковых заявлений.
"Красные линии" для себя она уже обозначила, надеясь хотя бы на понимание своей позиции: отказ от признания самой Грузией Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств, но не требование отмены Москвой уже признания. Имеется в виду, отказ РФ от использования "крымского прецедента", то есть включения этих республик в состав федерации.
Если в Кремле примут такие (в принципе, не очень обременительные) правила игры, Бурджанадзе предлагает позитивную повестку дня. Перед вылетом в Москву она сообщила, что готова инициировать восстановление дипломатических отношений между Тбилиси и Москвой, хотя и осознает "наличие серьезных проблем в данном вопросе из-за существования российских диппредставительств в Цхинвали и Сухуми". Однако эта трудность, по ее мнению, вполне преодолима: "Япония ведь тоже считает Курильские острова "территорией временной занятой Россией", что не мешает Токио поддерживать дипломатические отношения с Москвой".
Еще одной темой обсуждения с российскими коллегами стало поведение экс-президента Грузии на Украине и его растущая роль в соседней стране. Российские лидеры осознают, что грузинский политик Бурджанадзе является их естественным союзником против новоявленного "украинского политика" Саакашвили. А Бурджанадзе, в преддверии московского визита, предупредила соотечественников: "Все, что делает Саакашвили на Украине – подготовка плацдарма для возвращения в Грузию". Такая оценка недалека от реальности с учетом его планов участвовать в предстоящих парламентских выборах в Грузии. Как ни странно, власти пока так и не смогли лишить бывшего президента Грузии и губернатора Одесской области грузинского гражданства.
Но все эти проекты и совпадения интересов можно реализовать только в случае успеха на выборах. Пока Бурджанадзе обладает лишь статусом лидера внепарламентской оппозиции. Тем не менее "маргинальной" Нино Анзоровну назвать нельзя, хотя бы с учетом ее политического прошлого как лидера "революции роз" и многолетнего председателя парламента, дважды выполнявшей обязанности президента (в 2003 и 2008 годах). Однако всерьез иметь с ней дело в России будут лишь в случае, если она, как минимум, завоюет значительные позиции в будущем парламенте.
"Демократическое движение – Единая Грузия" считается аутсайдером предвыборной гонки, где главные соперники, по-прежнему, "Грузинская мечта" Бидзины Иванишвили и "Национальное движение" Михаила Саакашвили. Сможет ли ДДЕГ стать хотя бы "третей силой"? Многое будет зависеть от международного положения страны и позиции ее западных партнеров, а также РФ.
На днях министр обороны Тинатин Хидашели сделала важное заявление в эфире BBC. По ее словам, рост "скептицизма и фрустрации" относительно готовности Запада способствовать евроатлантической интеграции Грузии может привести к усилению пророссийских партий. Хидашели говорила о Варшавском саммите НАТО, запланированном на осень текущего года, за несколько недель до парламентских выборов. "Если Грузии на этом саммите не предоставят "дорожную карту" по вступлению в альянс, в будущем парламенте наверняка возникнет пророссийская партия" - предупредила министр обороны, явно имея в виду Бурджанадзе, поскольку согласно всем опросам, ее рейтинг не очень быстро, но все же растет по мере дискредитации прозападных партий и их неспособности получить хоть малейшие бонусы для Грузии в обмен на беспрекословное следование в русле "прозападного курса".
Например, ЕС до сих пор отказывает кавказской стране в предоставлении безвизового режима, а НАТО – во вступлении в альянс, хотя вклад Грузии в миротворческую операцию в Афганистане неизмеримо больше, чем многих других стран–аспирантов НАТО и даже действительных членов альянса. Грузинским руководителям все труднее объяснять людям, почему и за что 29 молодых парней погибли в далекой непонятной стране, если брать на себя ответственность за безопасность самой Грузии никто не намерен.
Бурджанадзе искусно играет на этих настроениях, резервируя для себя важное место в будущем парламентском спектре. А если до осени в стране произойдут серьезные катаклизмы на почве ухудшения социальной обстановки, Бурджанадзе может побороться и за нечто большее, чем оппозиционная фракция в парламенте.