Минфин готов наполнить бюджет нефтяными рублями

Читать на сайте Вестник Кавказа

Российский Минфин подготовил новые предложения по налогам, направленные на пополнение бюджета. Планируется забирать рублевую выручку у нефтяных экспортеров, которые от падения нефтяных цен и обвала российской валюты выиграли в рублевом выражении, пишет газета "Ведомости", ссылаясь на материалы самого министерства, а также на федеральных чиновников.

Главное предложение, подготовленное ведомством, - изменение формулы налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в результате доходы от налога, как ожидается, вырастут в будущем году на 609 млрд рублей, в 2017 году - на 525 млрд рублей, а в 2018 году - на 476 млрд рублей.

Это негативно отразится на налоге на прибыль и региональных бюджетах, отмечается в публикации. Возникающую проблему в ведомстве предлагают решить выделением очередного транша из федерального бюджета.

Еще один способ получить нефтяные деньги - отложить снижение экспортной пошлины. Сейчас осуществляется налоговый маневр, в соответствии с которым НДПИ увеличивается, а пошлина, напротив, снижается. Рассматривается возможность заморозки пошлины на один год. Если пошлина сохранится на высоком уровне,  бюджет получит около 150 млрд рублей.

Вице-премьер Аркадий Дворкович рассказал, что правительство планирует оценить возможные поступления в бюджет, если отчисления по НДПИ на нефть повысятся.

"Минэнерго совместно с коллегами проводит расчеты, пока никаких выводов не сделано", - цитирует его РИА Новости.

В свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле этот вопрос не прорабатывался.

"Каких-либо конкретных обсуждений на этот счет или тем более принятия решений нет", - уточнил он.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров выразил мнение, что "в полной мере это предложение вряд ли может быть реализовано в виду того, что последствиями такого шага вероятно станет резкое снижение капиталовложений, что приведет к падению добычи нефти, и отразится на дальнейшем сокращении доходов федерального бюджета, которые зависят от объема добычи углеводородов".

"Но надо понимать, что появление подобных предложений связано с серьезным положением в связи с дефицитом средств для наполнения бюджета и в связи с тем, что при этом бюджетном разрыве, который намечается, правительству нужно сохранять выполнение социальных обязательств. Невозможно не индексировать пенсии, допустим, на 4%. Это немножко смешно и грустно при той инфляции, которую мы имеем сейчас, и вероятности, того что она сохранится на будущий год.  В общем, по сусекам смотрят везде, где можно найти дополнительные средства", - считает он.

При этом в настоящее время "нефтяники в силу гибкой налоговой системы, в силу того, что закупают оборудование в основном российское, тратят в основном в России, как бы защищены от эффекта низкого падения цен на нефть". "При том, что они платят меньше, и по существующим правилам, меньше налоговых поступлений идет в российский бюджет. Они рассчитываются по формулам, связанным с ценами на нефть. Поэтому такие заявления - это в общем-то свидетельство того, что Минфин иначе не может, потому что можно предлагать многие вещи, например, увеличение пенсионного возраста и так далее. Но нужны деньги быстрые, в ближайшие год-два, которые, вероятно, в этом экономическом цикле станут наиболее трудными. Поэтому и обращаются за средствами нефтяников", - предположил Нестеров.

"Но это обоюдоострое оружие. Это по многим причинам делать опасно. Во-первых, нефтяникам обещалась недавно, еще летом, стабильность налогового режима. Она необходима для нормального бизнес планирования, чтобы на горизонте трех-пяти лет просматривались доходы-расходы. У нефтяных компаний и так очень сильно упала капитализация, поэтому выплачивать еще меньшие дивиденды по сравнению с тем, что есть, - а они маленькие по сравнению с зарубежными аналогами - это дальше гробить рынок ценных бумаг наш российский, который и так чуть живой" – предупредил эксперт.

"В общем, будет, конечно, серьезная борьба Минфина с оппонентами. Это его работа  предлагать, находить, показывать эти источники средств, но я думаю, что они заведомо знают, что это не пройдет в полной мере. Но частично эти предложения могут быть реализованы. Возможно, будут не эти расчеты на 500-600 млрд рублей от нефтяных компаний, а на гораздо меньшую сумму, может быть, на 100-200 млрд. Но это тоже для бюджета будет полезно в его теперешнем состоянии. Есть еще возможность, что предложения Минфина просто не пройдут. Но я бы не оценивал высоко вероятность того, что пройдут полностью и не пройдут совсем. Полностью, я думаю, что все-таки не пройдут, потому что это будет несерьезно, потому что через пару лет пришлось бы опять менять налоговую систему, и опять устанавливать все эти дела, чтобы нефтяники заработали в полную силу", - резюмировал Валерий Нестеров.

По мнению доцента кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС Дмитрия Тихонова, реализация этого замысла возможна лишь в самом крайнем случае. "Нефтяные компании платят 55% из их выручки в виде налогов. Вы должны понимать, что вообще это высокая цифра. Соответственно, если добавлять больше, то уже получится 60%, это уже очень много. Это тяжеловато для нефтяных компаний, и, наверно, сломает их инвестиционные кампании. Скажем, если они где-то 250 млн т нефти экспортируют в год, то тогда будут экспортировать меньше в будущем, потому что у них фактически отнимают инвестиционные деньги. И скорее всего, что если именно эти деньги отнимут, то именно доходы от экспорта буду как-то уменьшены. Это значит, что бюджет тоже чего-то не дополучит", - пояснил он.

Профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина уверена, что правительство охотно поддержит эту инициативу. "Дело в том, что у нас сейчас очень плохо с бюджетом. Вы же знаете, что уже четырежды изменяли бюджет на текущую трехлетку. И сейчас появились новые прогнозы, причем прогнозы  достаточно пессимистичные, от Минфина и Минэкономразвития. Но самый жесткий – это прогноз ЦБ, который Эльвира Набиуллина озвучила после прошедшего в четверг заседания. И если этот самый рисковый сценарий - $40 за баррель – сбудется, то здесь уже говорить нечего. Поэтому я думаю, это очередное движение в сторону налогового маневра оправданно", - сказала она.

"В прошлый раз схожая инициатива не очень хорошо было воспринято нефтяными компаниями. Сейчас, конечно, тоже они к этому отнесутся не с большой радостью. Но тем не менее, на мой взгляд, это все-таки лучше, чем скрести по социальным программам, экономить на пенсионерах. Плохо у нас сейчас с уровнем жизни, хуже всего, конечно, пенсионерам. Нельзя сказать, что это хорошая мера, но тут как из двух зол - правда, у нас не два зла, а больше - выбирают меньшее. Поэтому, конечно, плохо нефтяным компаниям, но мне кажется, еще хуже этим самым незащищенным группам населения. У нас уже, по данным Росстата, 30% живут за чертой бедности. Поэтому я полагаю, что, может быть, немножечко сократят. Не 1,6, трлн, а чуть меньше. Немножечко подкорректируют и еще наскребут за счет других мер. В этой тяжелой ситуации это лучшее решение для того, чтобы сохранить нашу социальную политику", - резюмировала Людмила Пронина.