В МГУ проходит международная конференция, посвященная 100-летию восстания в Туркестане 1916 г
Читать на сайте Вестник КавказаНа историческом факультете МГУ начинает работу международная научно-практическая конференция "Цивилизационно-культурные аспекты взаимоотношений России и народов Центральной Азии в начале 20 столетия (к 100-летию восстания в Туркестане 1916 г.)".
Участие в конференции приняли ученые из России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
В своем вступительном слове ректор РГГУ, член-корреспондент РАН Е.И. Пивовар отметил: "Многие документы до сих пор не введены в научный оборот, с другой стороны, есть существенные сомнения относительно достоверности материалов, включенных в доклад комиссии А.Ф.Керенского. Очевидно, что необходимо исходить из объективной оценки реалий политической ситуации внутри самой России на момент составления этого документа. Я имею в виду использование материалов работы Комиссии для дискредитации политических оппонентов – царской администрации – как в столице, так и туркестанском крае. Поэтому такие важнейшие показатели как, например, потери среди киргизского населения в результате восстания и исхода части населения в Китай не подтверждены достоверными источниками".
В своем выступлении на конференции известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев отметил, что советскими, казахстанскими, российскими, узбекскими историками хорошо изучены причины, ход и последствия восстания. Опираясь на соответствующие факты, они охарактеризовали события как национально-освободительное движение, основанное на социальных, национальных и религиозных проблемах региона, вызванных колониальной политикой центра. Оценки, данные историками, различаются в зависимости от эпохи и географического нахождения авторов, отметил политолог.
Как отметил директор Центра перспективных исследований (Киргизия) Сергей Масаулов: "Наряду с тяжелейшими последствиями кровавых событий 1916 году во многих районах Туркестана в документах и памяти свидетелей восстания 1916 году зафиксированы факты сочувствия и проявления добрососедства простого люда. Отдельные рядовые общинники-кыргызы нередко тайно предупреждали своих соседей, знакомых и друзей из переселенцев о грозивших бедах, укрывали русских женщин и детей от расправы. А русские крестьяне, рискуя своей жизнью, спасали жизнь кыргызским семьям".
Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, заведующая кабинетом исламоведения Фонда Марджани, к.и.н., доцент Татьяна Викторовна Котюкова дала обзор новых архивных документов и материалов посвященных данной проблематике. Она подчеркнула, что до 60-х годов выходило очень много научных публикаций, сборников, на основе архивных материалов, по данной проблематике. Затем наступил период "затишья". И, на данный момент, исследование причин восстания, событий ему предшествующих и, непосредственно, его ход и последствия для истории центрально-азиатского региона и России является очень актуальным.
Указу о привлечении коренного населения к несению всеобщей воинской повинности предшествовала более чем десятилетняя дискуссия. Однако документов по подготовке этого указа практически нет. И здесь, первым важным моментом является влияние внешних сил на ситуацию в Российской империи в целом.
По мнению участников конференции среди основных причин восстания 1916 года находится не только "земельный вопрос", но и несовершенство системы управления Туркестанским краем. беспрецедентное кумовство и мздоимство местной администрации, частые случаи искаженного донесения приказа до людей стали значимым фактором эскалации восстания. Как отметила профессор РГГУ А.Ю. Бахтурина, "составление списков лиц, подлежащих призыву, было поручено кадиям и биям, которые начали по-своему толковать императорский указ". Кроме того, бай-манапские круги нередко принимали активное участие в восстании, вовлекая рядовых киргизов и казахов в противостояние с царской администрацией в собственных узкокорыстных интересах.
Отдельное внимание в рамках конференции было уделено проблеме исхода киргизских участников восстания в Китай. Потери бежавшие несли и в пути, и в самом Китае: для того, чтобы устроиться на новом месте, семьям приходилось, подчас, продавать в рабство девушек. Однако временное правительство, а затем советская власть предприняли необходимые меры по возвращению кыргызов из Китая и их социальному устройству в родных землях.
В целом, участники конференции сошлись во мнении о том, что последствия восстания были катастрофическими для местных обществ. Потеря значительной части населения у всех народов Туркестана, включая переселенцев разной этнической принадлежности, ударило по хозяйственному порядку и климату доверия, который был в стране до трагических событий. Поэтому столь важно сегодня извлечь урок из событий столетней давности, избегать политизации исторических событий, способной спровоцировать новые противоречия на межэтнической почве.
Во время конференции Елена Наземцева научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ рассказала о влиянии китайского фактора на события восстания.
Так, постоянным раздражителем во взаимоотношениях русской пограничной администрации и властей Синьцзяна была проблема русской колонизации Алтайского округа. По Петербургскому договору русские могли приобретать землю и недвижимость только в городах Китая и то только в тех, где располагались российские консульства. Однако русские крестьяне и промышленники в конце ХIХ - начале ХХ вв. постепенно проникали и оседали в Китайском Алтае и к весне 1916 года в Алтайском округе существовало 9 русских поселков с населением в 861 человек .
Но самой сложной проблемой стала проблема беженцев из Казахстана и Киргизии, вызванная восстанием 1916 года
Восстание 1916 года в Казахстане и Средней Азии носило антивоенный, антиправительственный характер. Восстание протекало разновременно и не имело общего руководства. Волна беженцев, хлынувшая в Синьцзян в июле-августе 1916 года, застала китайские власти врасплох и они не смогли ни задержать их, ни выдворить обратно К концу ноября 1916 года численность бежавших из России в Илийский край казахов, киргизов, дунган и уйгур составила по данным российского консульства в Кульдже около 100 тыс человек. Всего в Китай из Казахстана и Средней Азии (прежде всего из Киргизии) в Китай ушло более 300 тыс человек. Однако ограбленные уже на границе китайскими войсками, а затем местным населением и китайскими властями, беженцы были лишены всяких средств к существованию и уже весной 1917 года потянулись обратно в Казахстан и Киргизию, констатировала Елена Наземцева.