Обзор прессы Кавказа (7-13 сентября)

Читать на сайте Вестник Кавказа

Газета "Голос Армении" комментирует предложение главы армянского правительства Овика Абрамяна странам-членам ЕАЭС перейти на торговлю стратегическими товарами на базе рубля без привязки к доллару, которое он сделал на заседании Евразийского межправительственного совета в Гродно (Белоруссия).

Важна идея осуществления между государствами-членами Евразийского экономического союза взаимной торговли стратегическими товарами на базе рубля без привязки к доллару, - заявил Абрамян. - Кроме того, актуален обмен опытом по реализации согласованной макроэкономической политики". Премьер также сообщил о готовности Армении провести следующее заседание межправительственного совета в Ереване.

Как замечает издание, сама идея вовсе не нова. За несколько дней до этого президент России Владимир Путин внес в Госдуму  законопроект о ратификации Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ. Так что, по большому счету, Овик Абрамян просто повторил задумку Путина. 

Разумеется, пишет издание, в силу высокого уровня армяно-российской экономической интеграции и интеграционных перспектив в рамках ЕАЭС интересы Москвы должны совпадать с интересами Еревана. Разумеется, правительство Армении должно быть заинтересовано в стабилизации ситуации на российском валютном рынке, негативные тенденции которого рикошетом бьют, в том числе и по экономике Армении. 

Однако автор статьи считает странным, что Армения вдруг оказалась в числе инициаторов процесса замены доллара на рубль во взаиморасчетах в рамках союза. Процесс, соинициатором которого выступил Абрамян, требует глобального пересмотра всей экономической, финансовой политики Армении, разрушения действующей системы и перехода на новую, преодоления ряда серьезных барьеров. Кроме того, это, по мнению автора, вряд ли останется незамеченным со стороны западных партнеров, которые не упустят возможность упрекнуть Ереван в пророссийской политике. Это обстоятельство представляется автору тревожным, ослабляющим позиции страны в переговорах с Евросоюзом.

* * *

В минувшую субботу президент Азербайджана Ильхам Алиев разрезал ленточку на церемонии отправки первого пассажирского поезда следующего по обновленной трассе по маршруту Баку-Сумгаит, сообщает местный еженедельник "Регион плюс". Теперь средняя скорость движения здесь составит 80-100 км/час, благодаря чему пассажиры смогут добираться из Сумгаита в самый центр Баку всего за 40 минут, тогда как в прошлом электропоездам на этой линии требовался 1 час 22 минуты.

Прокладчикам пришлось провести масштабные земляные работы, выравнивание рельефа местности и выпрямление железнодорожного полотна вдоль всего участка движения, замену части старых рельсов, шпал, обновление систем сигнализации, электроснабжения и связи. Модернизированы железнодорожные станции, на Бакинской пассажирском вокзале построены четыре новые платформы. 

На линии будут курсировать современные комфортабельные электропоезда минского завода компании Stadler.

Состоящие из четырех вагонов двухэтажные электрички вместимостью 919 пассажиров, оснащены системами кондиционирования, имеют 396 сидячих мест, 84 из которых отнесены к бизнес-классу. Планируется оснастить вагоны бесплатным выходом в интернет. Ожидается, что железнодорожное сообщение с самым населенным городом-спутником столичной агломерации, помимо удобства пассажиров, оптимизирует транспортную логистику и сократит автомобильные заторы на северном направлении. 

Как отмечает издание, осуществляемый уже около четырех лет масштабный проект модернизации железнодорожного хозяйства страны сейчас вступает в новую стадию. Не так давно ЗАО "Азербайджанские железные дороги" завершило коренную реконструкцию основного участка 317-километрового отрезка пятисоткилометровой трассы, соединяющей Баку с расположенным на грузинской границе пунктом Беюк Кясик."

Главная цель этого проекта - увеличить пропускную способность железной дороги, а также внедрить новую систему сигнализации, полностью автоматизировав процессы движения поездов. В итоге удалось добиться повышения скорости движения в западном направлении с 60-80 до 100-120 км в час, что почти на треть сократит время доставки грузов и пассажиров. Ремонт и модернизация путей в западном направлении финансировались как по линии государства, предоставившего порядка 650 млн манатов, так и за счет кредита в 215 млн долларов, выделенного чешским Exim-Bank, а также займа Всемирного банка в размере 450 млн долларов. Этот участок дороги станет частью вводимого к концу текущего года нового железнодорожного коридора Баку - Тбилиси - Карс (БТК), который в свою очередь станет важнейшим компонентом проекта Европа - Кавказ - Азия (TRACECA).

 Готовность участка Баку - Беюк Кясик подтвердили результаты проведенного тестирования. Пилотный эшелон был доведен непосредственно до пограничной станции: трасса была признана полностью готовой к эксплуатации, а сопутствующая логистическая инфраструктура - для интенсивных грузоперевозок.

Необходимость высоких скоростей и емкой пропускной способности на западном направлении востребована новым трансрегиональным маршрутом Silk Wind, к активной эксплуатации которого уже в будущем году приступят Азербайджан, Турция, Грузия и Казахстан. Логистика данного маршрута строится на использовании потенциала вводимой в эксплуатацию в конце этого года железнодорожной магистрали БТК и возможностей нового международного морского порта "Ени Бакы". 

В начале августа по маршруту Silk Wind проследовал первый тестовый поезд, груженный 82 контейнерами. Следующий по маршруту Шихэцзы - Достык - Актау - Кешля и прошедший 4768 км по территории Китая, Казахстана и Азербайджана, состав прибыл в пункт назначения всего за неделю. Для сравнения: ранее грузы подобного назначения перевозились по альтернативным маршрутам в течение 25-40 дней через порты Бендер-Аббас и Поти. Участники проекта планируют в сентябре отправку второго контейнерного поезда по маршруту Китай - Казахстан - Азербайджан - Грузия - Турция.

По оценкам экспертов, уже в недалеком будущем новый проект обеспечит ощутимый рост грузообмена между Турцией, государствами Южного Кавказа, Центральной Азии и Китаем, прежде всего за счет железнодорожно-паромной транспортировки мультимодальных контейнерных грузов. Только Азербайджан и его партнеры планируют с вводом в эксплуатацию БТК увеличить объем грузооборота на 6-7 млн. тонн в год, а со временем, вместе с транзитным потоком, грузоперевозки могут достичь 17 млн тонн, говорится в статье.

* * *

Как пишет газета "Дагестанская правда", 2015 год, объявленный главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым Годом садоводства, запомнится не только большой площадью новых посадок, но и хорошим урожаем плодов. 

Издание приводит данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД, согласно которым на конец августа вся уборочная площадь садов составляет более 22,3 тыс. га, в прошлом году она была менее 17 тыс. га. В текущем году с меньшей части садов валовой сбор плодов уже превысил 92 тыс. тонн, тогда как на ту же дату прошлого года с десяти тысячи га садов было получено менее 63 тыс. тонн. Средняя урожайность одного гектара плодовых насаждений по республике в целом увеличилась с 62 центнеров с га в августе прошлого года до 80 ц/га в текущем, а в некоторых районах, например в Унцукульском она достигла 230 ц/га, в Гергебильском – 115 ц/га. 

Как отмечают специалисты министерства, садоводы набрались опыта, совершенствуют уход за многолетними насаждениями. В текущем году одних только абрикосов получили 36,5 тысячи тонн. Потом убрали персики, сливы, а теперь приступили к сбору яблок. Правда, в течение всего быстро прошедшего абрикосового сезона эти плоды на дагестанских рынках, вопреки обыкновению, очень дешево не продавали, потому что фуры загоняли прямо в сады и загружали сладкой продукцией, которую ждали потребители других российских регионов.

В течение сезона более трех тысяч тонн абрикосов закуплено фруктово-консервными заводами республики. После абрикосов закупали персики и сливы, начали переработку яблок. Там, где они есть, заработали томатные линии. Помидоры приобретают как в самой республике, так и в Краснодарском крае, Волгоградской и Астраханской областях. Некоторые перерабатывающие предприятия в периоды фруктовых и овощных сезонов запасаются сырьем, которое переработают в консервы зимой и весной. Стимулом для них производить много качественной фруктовой и овощной консервной продукции, констатирует издание, является наличие спроса на отечественном рынке.

* * *

Высокотехнологичный завод по производству деталей для гражданских самолетов будет построен в Тбилиси, информирует газета "Свободная Грузия" со ссылкой на пресс-службу правительства Грузии.

Завод будет производить детали для гражданских самолетов, в том числе двери, аэродинамические поверхности, контрольную панель и другие части. Продукция предприятия будет полностью ориентирована на экспорт. Потребителями продукции станут такие крупные игроки авиационной индустрии как Boeing, Airbus, Bombardier и другие. Проект строительства завода по производству частей для авиаиндустрии осуществляют партнерский фонд Грузии совместно с Минэкономики и израильской компанией ELBIT Systems — Cyclone. Премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили встретился 7 сентября с президентом Безалелом Мачлисом и другими представителями этой компании. Гарибашвили выразил надежду, что проект будет успешно осуществлен и двустороннее сотрудничество будет надежным и плодотворным. В этот же день было официально объявлено о начале строительства завода. 

Цель проекта — создать в течение трех лет высокотехнологичное предприятие, соответствующее международным стандартам. Глава грузинского правительства назвал проект с общей инвестиционной стоимостью в 85 млн долларов важнейшим для экономического развития страны.

Благодаря этому проект будет трудоустроено порядка 300 местных жителей, которых переподготовят высококвалифицированные специалисты из Израиля.

* * *

Газета "Северная Осетия" сообщает, что во Владикавказе в массовом количестве появятся автолавки. "Торговля на колесах" все чаще будет проходить во дворах многоквартирных домов, на многолюдных площадях спальных районов, конечных остановках маршрутных такси. Тем самым продукцию местного производства можно будет приобрести, не заходя в магазины или крупные супермаркеты.

Подобный вид торговли, пишет издание, и сейчас практикуют отдельные предприниматели, но теперь это будет приведено в систему под эгидой администрации города Владикавказа, что весьма актуально в современных экономических условиях. В рамках поддержки малого и среднего бизнеса объявлен конкурс на осуществление развозной торговли. 

Проект ориентирован именно на местного производителя, а в ассортименте будет плодоовощная, мясная и молочная продукция. Реализовывать продукцию по определенным адресам можно только после заключения специального договора с городской администрацией. Контроль за нарушителями и недобропорядочными предпринимателями возложен на городскую административно-техническую инспекцию. Администрация намерена расширять рамки проекта, возможно, к ней присоединятся производители хлебобулочных изделий. Предполагается субсидирование расходов на рекламу продукции, подключение к коммуникациям в городе.