Игорь Морозов: «Геополитический центр принятия решений и развития смещается из Европы в Азию»
Читать на сайте Вестник КавказаГость программы «Трибуна» Игорь Морозов, сенатор от Рязанской области, член Комитета Совета Федерации по международным делам обсуждает с Владимиром Нестеровым международную повестку. Продолжение беседы. Начало см. "Игорь Морозов: «В южных и восточных странах Европы идет пассионарный всплеск»"
- Каковы перспективы расширения Евразийского экономического союза?
- Таможенный союз показал трем наиболее развитым экономикам (РФ, Белоруссия, Казахстан, - прим. ред.) на постсоветском пространстве, что потенциал взаимодополняемости и взаимодействия огромен. В 2011 году мы подводили первые итоги Таможенному союзу. Только во внутреннем товарообороте рост достиг 43%, а на внешнем контуре наш товарооборот увеличился на 28-29%. Это показало, что нужно продвигать интеграционные процессы дальше. Так в 2012 году появилось Единое экономическое пространство, а как следующий этап интеграционного развития уже создали Евразийский экономический союз, где будет единый рынок медикаментов, единый рынок энергетики, единый рынок транспортных услуг. Мы плавно подходим к валютному союзу.
Мы сегодня не говорим о том, какая валюта будет, будет ли вообще единая валюта. Но то, что валютный союз предполагает активизацию национальных валют, перевод взаиморасчетов, выход на внешние рынки. Думаю, к 2020 году мы выйдем на новый интеграционный этап. Посмотрите, насколько привлекательной стала наша зона свободной торговли. В 2012 году все страны СНГ, в том числе Украина, подписали соглашение о зоне свободной торговли, которая дала очень большие преференции - и в трудовой силе, и по мигрантам, и в снятии пошлины, скажем, на продовольственном рынке, на рынке текстильной промышленности. К зоне свободной торговли СНГ проявили интерес страны на разных континентах – Турция, Вьетнам, ведется разработка дорожной карты с Новой Зеландией, Пакистаном и так далее. Думаю, что многие страны будут входить как первый этап интеграционных процессов в зону свободной торговли, чтобы потом стать партнерами по ЕАЭС.
У нас большая перспектива. Мы отрабатываем алгоритмы, смотрим на Евросоюз, чтобы исключить те ошибки, которые сделал наш, скажем так, партнер. Мы идем последовательно, набирая обороты. Выход ЕАЭС на межрегиональное сотрудничество в рамках интеграционных группировок – совершенно объективный процесс, он следующий. ЕАЭС – БРИКС, ЕАЭС – ШОС.
- Летом в Уфе прошли саммиты ШОС и БРИКС. Каковы перспективы у этих организаций?
- Мы расширяем рынок, зону свободной торговли. БРИКС – очень серьезная новая организационная форма интеграционной группировки трансконтинентального масштаба. Я отслеживаю, как американцы ведут переговоры с Евросоюзом, Японией и Канадой по трансатлантическому партнерству, по торговле и инвестициям, и сравниваю это с БРИКС. Мне кажется, что мы идем впереди партнерства, которое сейчас создается американцами. У нас полное понимание с нашими партнерами. Мы создали новый банк развития БРИКС, подписано соглашение Центральными банками о начале работы пула валютных резервов, что чрезвычайно важно в условиях кризиса и внешнего давления для всех пяти стран БРИКС. Уже назначены органы управления банков. Банк развития БРИКС заключил соглашение с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, инициаторами которого был Китай, а теперь там 18 стран. Мы третьи. Туда же англичане, немцы, французы сейчас вступают. То есть, создаются новые институты развития в Азии.
Геополитический центр принятия решений и вообще развития смещается из Европы в Азию. Никто не хочет отстать. Американцы планируют создать трансконтинентальное пространство - Азиатско-тихоокеанское партнерство, исключая при этом Китай, Россию и те страны, которые входят в БРИКС.
Геополитическое противостояние может расколоть мир по новому полюсу. Думаю, что это является главным вызовом и угрозой развития всей цивилизации. Мне кажется, американцы осознанно ведут деструктивную внешнюю политику, чтобы не дать возможность подняться новым группировкам, чтобы не потерять своего лидерства.
Но уже появились новые центры мира: Россия, Китай, Индия; в Латинской Америке против американского засилья уже поднимаются не только Бразилия и Аргентина, Эквадор, но и другие страны. Мы (группа сенаторов, - прим. «ВК») не так побывали в Эквадоре. Когда [спикер Света федерации] Валентина Ивановна Матвиенко выступила с идеей развития многополярного мира, зал рукоплескал, и после этого вся повестка дня сместилась под этим углом зрения, все говорили только о том как прекратить засилье доллара, говорили о необходимости реформирования МВФ, Всемирного банка, ООН, о многополярном мире, о России.
- В нашей программе существует постоянная рубрика "От Камчатского края до Калининградской области", в которой мы спрашиваем гостей о туристической привлекательности того региона, который они представляют. Что туристам надо было бы посетить в Рязанской области?
- Рязанский край имеет невероятные преимущества перед многими регионами, потому что он находится на юге Московской области. Мы от Москвы всего в двух часах езды. У нас протекает много среднерусских рек, в первую очередь Ока. Есть туристический маршрут, который был всегда, и в Советском Союзе, и в Российской Федерации чрезвычайно интересным, потому что Ока проходит по восьми областям Центрального федерального округа и в Нижнем Новгороде впадает в Волгу. Туристический маршрут проходит мимо села Константиново, где родился Есенин. Глядя на Константиновскую высь, откуда Есенин смотрел на заливные луга, понимаешь, что не писать стихи там просто невозможно. Это край березового ситца, как писал Сергей Есенин. Рязанская земля древняя. Когда-то именно Рязанское княжество было крайним на Руси, за ним дальше было дикое поле. Поэтому Рязань принимала самые первые удары кочевых народов: печенегов, половцев, копчаков и других. В 1237 году мы первыми приняли удар монгольской орды и Рязань была разрушена. В последующем она разрушалась, если читать наши серьезные источники, Соловьева, Карамзина, Гумилева, 17 раз. Поэтому было принято решение Рязань перенести в Переяславль. Это новая, современная Рязань, которая является областным административным центром. А старая Рязань, моя родина, где я родился, где я вырос, - это как раз земля, которая является для нас святым местом. Там есть поклонный крест, там ведутся раскопки. Там сохранились валы, которые были перед городом Рязанью того периода. У нас огромное количество исторических мест, по которым мы можем водить туристические группы, организовывать конные маршруты.
- Есть ли туристическая инфраструктура?
- Наш бизнес выстраивает туристическую индустрию, есть горные спуски, аквапарк, строится яхт-клуб. Санатории умеют современный, высокотехнологичный оздоровительный уровень. Мы готовы всех принимать. Приезжайте к нам в Рязань, в Рязанскую область, мы хотим быть туристическим краем!