Новый глава МИД Грузии развернет страну к России и Китаю?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Ничего не предвещало скандала и сенсаций перед открытием в Тбилиси очередного совещания послов Грузии. "Амбасадориал" уже традиционно проводится раз в два года для "сверки часов" по всем дипломатическим направлениям. Естественно, основной темой обсуждения на прошлых совещаниях, вне зависимости от фамилий президентов, премьеров и названия правящих партий было "углубление евроатлантической интеграции" и "ускорение движения в сторону НАТО". То есть "дипломатическая мысль" постоянно билась над тем, как успешнее использовать скудные ресурсы страны для достижения основной цели – выхода из сферы влияния России, разрыва с постсоветским пространством и включения в "атлантическую систему координат", как любили говорить архитекторы грузинской внешней политики.

Однако на этот раз события развивались по интригующему сценарию: буквально за день до открытия "Амбасадориала-2015" 33-летний премьер-министр Ираклий Гарибашвили сообщил о смещении со своего поста министра иностранных дел Тамар Беручашвили, считавшейся главным проводником "прозападного курса" в дипломатическом корпусе страны на протяжении последних 20 лет, в течении которых она занимала ключевые должности в МИД. Вместо этого профессионального дипломата довольно высокого класса премьер назначил главой дипломатического ведомства вице-премьера и министра экономики, профессионального финансиста, в прошлом успешного банкира Георгия Квирикашвили.

Как известно, фигура министра иностранных дел считается "знаковой", поскольку она сама по себе говорит о приоритетах внешней политики той или иной страны. В этом смысле назначение бывшего министра экономики руководителем внешнеполитического ведомства может означать только одно: отказ правительства от "идеологизированной внешней политики" в пользу прагматичного курса на приоритетность внешнеполитических связей.

Не дав журналистам и экспертам гипотетически порассуждать на эту тему, председатель правительства тут же пояснил: "Нашим приоритетом станет привлечение инвестиций, создание рабочих мест и сотрудничество в экономической сфере со всеми партнерами". Лучшее признание чрезмерной "заидеолгизированности" прежней внешней политики!

Буквально через минуту на том же брифинге новый министр иностранных дел высказался еще более определенно: "Мы наблюдаем в Евразии много интересных процессов - заявил Георгий Квирикашвили, - и отныне намерены трансформировать все новшества на Евразийском континенте в интересах страны как в политическом, так и в экономическом ключе".

К такой фразеологии в Грузии не привыкли. Основной "мэм" и "слово-катализатор" внешней политики последних 25 лет, - "Евроатлантика", в крайнем случае "Европа", понимаемая исключительно как ЕС. А тут новый глава МИД упоминает "Евразию", причем - в положительном ключе.

Реакция была бурной до истеричности. Министра иностранных дел и самого премьера обвинили в "тайном сговоре с Кремлем" и в "стремлении затащить Грузию в Евразийский союз Владимира Путина". Сам по себе акцент на "прагматичность" вызвал отторжение у прозападных сил, в том числе соратников экс-президента Михаила Саакашвили, поскольку как это ни странно, "прагматизм" у них ассоциируется с попыткой выстроить отношения с Россией в ущерб "вековому стремлению грузинского народа к евроатлантической цивилизации".

И напрасно премьер-министр пояснял, что "ни о каком вступлении в Евразийский союз не может быть и речи", как и о "восстановлении СССР с участием Грузии", напрасно спецпредставитель по урегулированию отношений с РФ призывал оппозиционеров "взять в руки школьный учебник географии, чтобы убедиться: Евразия – это не только Азия, но и та самая Европа", а сам Георгий Квирикашвили делал вид, что, якобы, не знает, что такое "Евразийский союз". Думается, все они в данном случае несколько лукавили: на самом деле, высказывания об "Евразийском пространстве" и готовности выстраивать прагматические (а значит - "незаидиологизированные") отношения с партнерами с прицелом на экономическую выгоду, содержали очень важный посыл.

Какие государства являются настоящими или потенциальными партнерами Грузии в случае приоритетности экономических интересов? Разумеется, это, в первую очередь, РФ и все страны СНГ, к рынкам которых адаптирована традиционная грузинская продукция, а также Китай – могучая сверхдержава, все более активно развивающая экономические связи на Евразийском пространстве.

Экс-министр экономики Квирикашвили чаще бывал именно в Китае, чем в США. Это факт, оспорить который невозможно. Причем, ему удалось достичь предварительной договоренности с крупнейшими китайскими компаниями о "проекте века" - строительстве на черноморском побережье Грузии глубоководного порта с грузооборотом в 100 млн тонн в год.

Этот проект сулит Грузии миллиардные инвестиции, бурное развитие Причерноморья и разрешение главной проблемы страны – безработицы.

Но Анаклия, где предполагается в ближайшее время начать "стройку века", расположена всего в ста метрах от границы с Абхазией, а Георгий Квирикашвили не может не понимать: без конструктивного сотрудничества не только с Пекином, но и Москвой, "город солнца" вряд ли может быть возведен в зоне конфликта.