Спасут ли поправки в Шенгенский кодекс от миграционного кризиса?
Читать на сайте Вестник КавказаВ скором времени Шенгенский кодекс может подвергнуться новым изменениям, рассказала официальный представитель ЕК по внутренней политике и миграции Наташа Берто.
"Шенгенский кодекс о границах несколько раз был пересмотрен с целью сделать его более надежным. Мы внесли возможность восстановления контроля в исключительных обстоятельствах, при террористических нападениях и так далее. Нельзя никогда исключать, что могут потребоваться дальнейшие изменения. Но принцип остается тем же", - приводит ее слова РИА Новости.
Берто напомнила, что изменения, внесенные в 2013 году, позволили странам-членам ЕС устанавливать пограничный контроль и в заранее планируемых ситуациях, как это сделала Германия накануне саммита G7, и в непредвиденных, например, в случае теракта.
"Но тогда необходимо информировать комиссию после этого, контроль должен быть пропорциональным, ограниченным по времени, обычно тридцатью днями", - уточнила представитель ЕК.
Исходя из текущей ситуации с миграцией в Европе, можно предположить, что власти Евросоюза в итоге примут решение в пользу ужесточения миграционного законодательства и введения хотя бы патрулирования границ, рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФ Владимир Оленченко.
"Положение сейчас сверхнапряженное. Показатели количества мигрантов, которые упоминаются в СМИ, рекордные. А основная часть мигрантов оседает в Германии. И вопрос о возможности пересмотра шенгенских соглашений возник не сегодня, ему уже полтора-два месяца, тогда его ставила Германия - устами министра по экономике и министра юстиции. Великобритания не присоединялась к шенгенской зоне, но у нее тоже сложности с мигрантами. Французы же еще в бытность Саркози тоже поднимали вопрос о том, что нужно вводить какой-то контроль", - сообщил он.
"Так что какой-то революцией это нельзя назвать", - отметил эксперт.
По словам представителя Центра европейских исследований, по-видимому, в Европе предпочтут установить контроль на границах, хотя бы в форме патрулирования. "Скорее всего, изменения будут касаться ужесточения условий пересечения границ, поскольку сейчас границы между государствами, входящими в шенгенскую зону, чисто символические. Скорее всего, будет принято решение в пользу введения контроля. Наверное, в полном объеме границы восстанавливать не будут, а введут патрулирование границ силами стран. Патруль будет проверять документы, и в случае, если эти документы не имеют законной силы, будут препятствовать переходу границы мигрантами", - поведал Владимир Оленченко.
Директор Института стратегического планирования и прогнозирования, профессор Александр Гусев охарактеризовал положение дел с мигрантами в Европе как критическое.
"Ситуацию в странах ЕС можно назвать критической с точки зрения перенаселения мигрантами из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Она достаточно серьезна, во-первых, в транзитных странах, через которые едут мигранты (это Испания, Италия, Греция, Турция), и в странах Старой Европы, к числу которых относятся Германия, Франция и Великобритания и где оседают основные потоки мигрантов или беженцев", - рассказал он.
"Экс-президент Франции Николя Саркози сравнил нынешнюю ситуацию с мигрантами в Европе с прорывом канализации. Это достаточно грубо, может быть, сказано, но здесь есть определенная доля истины, потому что нерегулируемый поток мигрантов практически захлестнул Европу", - подчеркнул эксперт.
По его словам, миграционный поток требует огромных организационных и финансовых затрат. "Необходимо учитывать, что Европа толерантна, Европа все время достаточно мягко относилась к мигрантам и беженцам, платила им страховки, оплачивала их социальные нужды и т. д. Например, Германия ежегодно тратит на мигрантов порядка 1 млрд евро, или, в расчете на одного мигранта, около 1800 евро в год. Это достаточно большие суммы, которые ложатся бременем на законодательство и на социальную сферу. Такое же положение фактически существует во Франции и Великобритании. Эти три страны испытывают сейчас достаточно жесткий прессинг со стороны беженцев. Даже за 2014 и часть 2015 года в Германию прибыло порядка 550 тыс мигрантов. Примерно такое же количество - на Британские острова. Во Францию приехали около 300 тыс мигрантов", - поведал Александр Гусев.
Идея квотирования мигрантов также не решит проблему, считает директор Института стратегического планирования и прогнозирования. "Еврокомиссия и представитель ЕК Юнкер заявил, что необходимо квотировать мигрантов, то есть распределять их по странам ЕС. Но почему-то Юнкер решил, что квотировать будут только порядка 40 тыс мигрантов, то есть беженцев, которые должны получить политическое убежище. На самом деле, число мигрантов, которые ежегодно проникают в Европу, на деле превышает 1,5 млн человек. Встает вопрос, что делать с остальными", - пояснил он.
"Здесь есть несколько предложений. Федерика Могерини вообще договорилась до того, что необходимо топить лодки, на которых переправляются беженцы, особенно из Ливии, или использовать опыт, например, Австралии, когда ВМС Австралии цепляли эти утлые лодчонки с мигрантами и отвозили обратно в порт, из которого они вышли", - рассказал эксперт.
На практике необходимо решить две проблемы: обеспечить социальную защиту мигрантов, при этом ограничив их поток. "Предложений очень много, но ситуация от этого не меняется, положение с мигрантами в Европе остается критическим. С одной стороны, странам необходимо изыскивать дополнительные средства на мигрантов, то есть, по сути дела, социально защищать их, а с другой стороны - ограничивать. Ограничительной мерой могут служить некоторые ужесточения Шенгенского соглашения", - заявил Гусев.
Однако модификации Шенгенского соглашения едва ли помогут спасти положение. "Шенгенское соглашение касается только людей, которые имеют заграничные паспорта и получают визы. Поэтому ограничения, связанные с ним, либо требуют очень детальной проработки и в них должны быть прописаны условия и механизмы работы с мигрантами, либо должны стать настолько жесткими, чтобы Шенгенское соглашение почило в бездне", - поведал директор Института стратегического планирования и прогнозирования.
"Я не вижу компромисса между Шенгенским соглашением и мигрантами, проникающими в Европу, поскольку они попадают туда главным образом нелегально. Легальная миграция значительно меньше. Например, из 550 тыс человек, приехавших или проникших на территорию Германии, только 250 тыс обратились за гринкард", - добавил Александр Гусев.