Грузия сменила главу МИД

Читать на сайте Вестник Кавказа

На утреннем брифинге 1 сентября премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили объявил, что Георгий Квирикашвили займет пост главы МИД. Ранее он возглавлял министерство экономики и устойчивого развития.

Сообщается, что решение о дальнейшей карьерной судьбе уже бывшего главы внешнеполитического ведомства Тамар Беручашвили примет Квирикашвили.

Новым главой Минэкономики стал Димитрий Кумсишвили, он с марта 2015 занимал пост вице-мэра Тбилиси, а еще ранее был первым заместителем министра экономики и устойчивого развития Грузии.

"Это еще больше повысит эффективность нашего правительства", - полагает Гарибашвили, комментируя новые назначения.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель Центра глобальных исследований Нана Девдариани отметила, что отставка главы МИД была довольно ожидаемой и не стала ни для кого сюрпризом. "Дело в том, что, если вы помните, сразу после того как Майю Панджикидзе и Ираклия Аласаниию отправили в отставку, они заявили, что правительство меняет  пронатовский, прозападный курс, поэтому они уходят сами. На самом деле причина была в другом, ничего не менялось, но они создали такую атмосферу, аргументировав свой уход изменением внешнеполитического курса страны. Тогда же я в своих комментариях сказала, что объявление Тамар Беручашвили главой МИД, конечно, временное назначение, потому что важно было показать, что нет консолидированного демарша, что не вся команда уходит вместе с Панджикидзе, несмотря на то, что она тогда заявила, что уходит со всеми своими заместителями. Но через день выяснилось, что вместе с ней ушел только один заместитель, остальные остались. Выдвижение Беручашвили было демонстрацией того, что это не консолидированный процесс, ничего в курсе не меняется. Мы все - по крайней мере, эксперты, которые работают над внешними и внутренними политическими вопросами – прогнозировали, что рано или поздно вместо Беручашвили будет назначен новый министр", - сказала она.

По мнению эксперта, никаких заметных изменений во внешней политике Грузии ожидать не следует. "Декларированный курс на то, что будут урегулированы отношения с Россией ни в чем он не проявлялся, кроме формата Абашидзе-Карасин. Однако это действительно успешный формат, его надо углублять и расширять, все больше вопросов нужно решать, а не одни лишь проблемы торговли. Посмотрим. Будем надеяться, что как-то эти вопросы будут решаться", - выразила надежду Девдариани.

"Что касается Георгия Квирикашвили как министра экономики, тут тоже сложно сказать что-либо, потому что если не считать подготовку соглашения об ассоциации с Евросоюзом, то подвижек, в общем-то, нет. С экономикой дела плохи, несложно было прогнозировать, что так и будет. Вся ситуация кризиса обуславливается тем, что в Грузии в предыдущий период тоже ничего не было сделано. Посмотрим, насколько сейчас изменится ситуация к лучшему", - добавила она.

"Я ничего плохого о Квирикашвили сказать не могу. Это нормальный, уравновешенный государственный служащий. Нельзя на него лично сваливать ситуацию с экономикой, потому что это общемировой, глобальный процесс. И тут он многого не мог решить", - считает эксперт.

В целом же, по ее мнению, в том, что в составе кабмина происходят такие изменения, нет ничего хорошего. "Вообще, у нас сложилась за последние годы такая традиция, что в стране происходят регулярные кадровые перестановки. Однако, и старое, и новое правительство берут кадры с короткой скамейки запасных. Чиновники постоянно переходят с одной должности на другую, новых лиц не появляется. Например, выдвигается на пост министра председатель парламентского комитета, как будто у нас нет других. Вообще говоря, эта проблема кадров имеет место быть", - посетовала Нана Девдариани.

В свою очередь руководитель Института стратегии управления, политолог Петре Мамрадзе выразил мнение, что перемены в составе правительства связаны с тем, что ситуация в стране обстоит не самым лучшим образом. "В экономическом плане дела в Грузии идут достаточно скверно. Я думаю, что правительство "Мечты", да и сам Иванишвили, наверное, думает, хотя он формально ушел со всех постов, что надо что-то делать, надо улучшать власть, тем более, что остается год с небольшим до парламентских выборов. И то, что парламентские выборы уже замаячили на горизонте, определяет то, что в команде достаточное оживление, все это стало бурлить. Они понимают, что с таким рейтингом как сейчас у "Мечты" и особенно с той динамикой, которая имеется, хорошего результата ждать невозможно, даже при задействовании административного ресурса", - объяснил он.

"Я лично считаю, что это неправильный подход. Та же чехарда была в той системе управления, которую оставил после себя Саакашвили. Если взять кабинет министров, то это 20 министров, включая премьера, то есть в два раза больше, чем нужно для Грузии, для маленькой и очень бедной Грузии. Нужно проводить структурные реформы, децентрализацию, упразднять монополии, созданные Саакашвили. Это, конечно, в глазах населения не прибавляет им популярности", - считает эксперт.

Говоря о назначении Георгия Квирикашвили в МИД он отметил, что это свидетельствует о том, что "Иванишвили продолжает доверять ему как близкому человеку. Квирикашвили был известен как человек из команды Иванишвили, из команды банка Иванившили. Я хочу подчеркнуть, я знаю лично Иванишвили и ни на секунду не сомневаюсь в том, что у него самые лучшие намерения, когда он ставит везде верных людей, которым доверяет, но, к сожалению, это не тот путь, который принесет Грузии нужный результат", - сказал политолог.

При этом эксперт выразил надежду на то, что с приходом Квирикашвили в МИД во внешней политике страны произойдут некоторые изменения к лучшему. "На посту министра иностранных дел, может быть, перестанут звучать те некоторые заявления представителей ведомства, которые были по отношению к западному курсу Грузии, недостаточно обоснованные, слишком радикальные. Может быть в этом смысле всё будет сдержаннее. И это будет только хорошо, на самом деле, что Квирикашвили будет министром иностранных дел", - считает он.

"Но, с другой стороны, министерство возглавил человек, который абсолютно никакого опыта не имел ни в сфере экономики и политиком никогда не был, ни единого дня. Ждать от него, что как-то оживится политика в области международных отношений, трудно", - добавил Петре Мамрадзе.