Учебник истории в эпоху гаджетов

Читать на сайте Вестник Кавказа

Полтора года назад президент Путин призвал разработать единые школьные учебники истории России, которые будут качественными и лишены двойных смыслов. Новые учебники истории, на основе единого историко-культурного стандарта, разработанного Российским военно-историческим обществом,  должны появиться в ряде российских школ к 1 сентября 2015 года. Профессор кафедры методики преподавания истории Московского государственного областного университета Олег Волобуев считает, что создатели нового учебника должны решить комплекс проблем: «Это и проблемы исторического содержания учебника, и проблема развивающего обучения, и проблема воспитания, то есть насколько учебник будет соответствовать и потребностям школы с учетом и учителей и учащихся, и потребностям общества, и насколько он отражает современное состояние отечественной исторической науки, да и мировой тоже, насколько он имеет и какой имеет воспитательный потенциал».

Это, по словам историка, решается все за счет двух составляющих: «Историческое содержание учебника и методический аппарат. Нельзя недооценивать роль методического аппарата учебника, потому что не только через текст, особенно сегодня усваивается материал. Электронный учебник имеет определенные преимущества - там можно давать гиперссылки на документы, гиперссылки на иллюстративный ряд, использовать документальное кино». 

Недавно председатель экспертного совета Русского академического фонда Лариса Астанина сообщила, что совместно с киностудией документальных фильмов в будущем планируется создать фильм обучающего характера, который будет идти в сопровождении с единым учебником истории. «Сейчас гаджеты плотно вошли в жизнь современных школьников. Для того, чтобы заинтересовать их историей, мы решили совместно с киностудией документальных фильмов к учебнику по истории вложить диск с видеорядом, который может заинтересовать ученика, и после этого он захочет прочитать учебник», - сказала Астанина.

Член Центрального совета правления Российского военно-исторического общества Армен Гаспарян считает, что «современный учебник истории это очень серьезная работа очень профессиональных людей, которая отражает абсолютно все проблемы, которые стояли перед Россией в XX столетии. Учебник, который сейчас выпущен - это действительно учебник истории, потому что если вы посмотрите на учебники истории, например, в Молдавии, вы с огромным удивлением узнаете, что гитлеровскую Германию сокрушила Румыния при незначительной помощи СССР. Если вы посмотрите учебник истории, выпущенный в Украине, вы там обнаружите методические указания, как именно надо с детьми разучивать сценки из героической жизни Бандеры и Шухевича и других не менее удивительных людей, коими богата история Западной Украины». 

В России Гаспарян видит другую проблему: «В годы СССР существовал так называемый научпоп, который относился во многом к дополнительному внеклассному чтению. Сегодня, когда ребенок хочет получить расширенное о каких-либо процессах, у него возникнут сложности, потому что есть лишь крайне серьезные монографии такого объема, который не каждый взрослый может выдержать. Научпопа у нас нет даже по основным темам. Есть сборники документов, изготовленные профильными институтами, есть исторические монографии, но нет научпопа, в котором детям бы в популярной форме дополнительно давались бы какие-то базовые вещи».

В этой связи, по мнению историка, «то, что в учебнике истории даются ссылки на интернет-ресурсы, где есть, условно, сканы научпоповских работ, целый ряд работ 1980-х, например, по теме Великой Отечественной войны, это замечательно. Честь и хвала общим создателям, они сделали великое дело».