Тенге рухнул более чем на треть
Читать на сайте Вестник КавказаТенге в ходе сегодняшних утренних торгов на Казахстанской валютной бирже рухнул на 35,5%.
Его курс по отношению к доллару упал со 188,38 тенге до 255,26. Объем торгов в ходе этого падения достиг $115,55 млн.
Этому предшествовало сделанное накануне премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым заявление о переходе республики к новой денежно-кредитной политике, в основе которой лежит свободно плавающий курс национальной валюты, и отмене валютного коридора, сообщает РИА Новости.
"С 20 августа сего года принято решение приступить к реализации новой экономической политики на основе инфляционного таргетирования и отменить валютный коридор. Изменение обменного курса тенге будет зависеть от состояния в мировой экономике", - отметил он, зачитывая совместное заявление правительства и Нацбанка.
Масимов пояснил, что "новая экономическая политика в условиях фундаментальных негативных изменений в мировой экономике требует новой денежно-кредитной политики для обеспечения баланса между экономическим ростом и стабильностью цен".
"В этой связи правительство и Национальный банк Республики Казахстан приняли решение приступить с 20 августа 2015 года к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования, и перейти к свободно плавающему обменном курсу", - отметил премьер.
Масимов поручил правительству не допускать необоснованного повышения цен в связи с переходом к свободно плавающему курсу тенге.
"Акимам (главам администраций) регионов нужно возглавить штабы, принять меры по поддержке социально уязвимых слоев населения через повышение уровня адресной социальной и жилищной помощи, финансируемых из местного бюджета, - указал он. - Поручаю также принять пакет организационных мер по недопущению необоснованного роста цен, особенно на социально значимые продукты и услуги. Необходимо обеспечить мониторинг и контроль ситуации на местах".
По словам главы правительства, "формирование обменного курса на основе рыночного спроса и предложения без вмешательства со стороны государства создаст необходимые предпосылки для восстановления экономического роста, повышения кредитной и инвестиционной активности, создания новых рабочих мест и снижения инфляции до 3-4% в среднесрочной перспективе".
"Реализация новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования, будет способствовать решению стратегических задач экономической политики, достижению долгосрочного устойчивого роста отечественной экономики, низкого уровня инфляции, повышению уровня занятости и улучшения благосостояния населения страны", - цитирует Масимова ТАСС.
Кроме того, глава правительства поручил осуществлять общую координацию по оперативным мерам своему первому заместителю Бакытжану Сагинтаеву, а по социальным вопросам - вице-премьеру Бердыбеку Сапарбаеву.
Масимов также сообщил, что в ближайшую субботу состоится заседание правительства, "на котором будет обсужден пакет структурных реформ, оперативные меры, вопросы бюджетного характера и дальнейшей макроэкономической политики".
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" главный редактор журнала "Мир Евразии" Эдуард Полетаев отметил, что сложившаяся ситуация "была во многом ожидаемой, особенно после последней девальвации тенге, которая в ручном управлении производилась в феврале 2014 года, в результате чего доверие к национальной валюте немножко подкосилось". "Тем более, что многие следили за падением курса рубля и понимали, что рано или поздно такое может случиться и в Казахстане", - добавил он.
"Если сравнивать с российским рублем, который просел примерно на 80%, то у нас речь идет об изменении курса более чем 30 тенге за доллар. С другой стороны, нужно учитывать и ту девальвацию, которую проводил Казахстан в феврале 2014 года, когда тенге значительно просел по отношению к доллару. Сейчас проблема в том, что рынок больше будет регулировать этот курс, а Казахстан еще не привычен к тому, что он отпустил свою национальную валюту в свободное плавание", - сказал эксперт.
При этом, по его мнению, тенге все же не будет отпущен в полностью свободное плавание. "Нацбанк все равно, на мой взгляд, будет вмешиваться. Это будет управляемый плавающий валютный курс. То есть в случае какой-то паники либо каких-то политических и экономических рисков он будет проводить политику интервенции на рынок, и курс в какой-то степени будет удерживаться", - предположил Полетаев.
Говоря о том, до какого уровня может в итоге снизиться курс тенге, он отметил, что у казахстанской денежной единицы еще есть некоторый запас падения. "Ранее устами некоторых представителей бизнеса говорилось, что идеально было бы вернуться к паритету один к пяти по отношению к рублю. После того, как российская валюта начала свое падение, у нас еще сохранялся долгое время такой курс. Сейчас же ситуация такова, что за рубль дают 4 тенге, а кое-где и меньше. То есть теоретически запас падения у тенге еще сохраняется, но, с другой стороны, рынку не нужно чрезмерно ориентироваться на Россию, потому что главный торговый партнер у нас не она, хотя мы и состоим в ЕАЭС, а все-таки ЕС, который у нас покупает основные ресурсы", - обратил внимание эксперт. "Цена на национальную валюту должна устанавливаться под воздействием спроса и предложения. Для валютного курса, на мой взгляд, не должно быть разных исключений в ходе сводного плавания. С другой стороны, я уже говорил, что Казахстан не привычен к этому, и есть опасность, что какие-то нерыночные механизмы, слухи, паника и какие-либо еще факторы могут повлиять на курс национальной валюты. Скажем, сегодня наблюдатели отмечали, что не все обменные пункты были готовы к этому. Некоторые обменные пункты сегодня не работают, некоторые не выставляют курс продажи, ждут, когда все это стабилизируется. По опыту российской валюты на это нужно несколько дней. Поэтому мне кажется, что тенге вполне способен опуститься еще дальше, но национальную валюту вряд ли будет сильно трясти, финансовый регулятор будет вмешиваться", - считает Полетаев.
Что касается решения о переходе к плавающему курсу, которое и привело к сегодняшним событиям на бирже, то он не сомневается, что "оно было выдержанным и обдуманным, не взятым с потолка". "Этому предшествовал довольно длительный период, который начался, пожалуй, в январе 2015 года, когда президент Назарбаев на совещании призвал к режиму жесткой экономии и к секвестру бюджета. Все это время осуществлялось наблюдение за тем, что происходит на рынках основных экспортных товаров Казахстана – это нефть, газ, металл, драгметаллы, а на всем этом фоне снижение происходит. Кроме того, отслеживалась ситуация с режимом плавающего курса рубля, который в Российской Федерации был введен раньше, чем в Казахстане. И, в принципе, сложилась такая ситуация, когда курс тенге не совсем соответствовал своему реальному наполнению, было много возмущений со стороны экспортеров казахстанских товаров, которые говорили о том, что у них будет серьезная конкуренция с теми же россиянами, чьи товары стали более конкурентоспособными в результате падения курса рубля по отношению к мировым валютам. И из Национального фонда было затрачено достаточно много средств для поддержания курса тенге", - напомнил эксперт.
"Как показала практика этих наблюдений, ожиданий и выводов, а также вчерашние слова президента Назарбаева о том, что нужно готовиться к цене $30 за баррель, в Казахстане уже не верят в то, что цена на нефть отыграет в сторону повышения в ближайшее время. Естественно, стало бессмысленным тратить деньги из Национального фонда на поддержание валюты", - сказал он.
Говоря о возможных последствиях подобных перемен, Полетаев выразил мнение, что они будут иметь как плюсы, так и минусы.
"Да, где-то в имиджевом плане Казахстан немного проиграет, поскольку это опять достаточно шоковая ситуация получилась. Хотя господин Келимбетов, председатель Нацбанка, говорит, что это вовсе не девальвация, то, что произошло сегодня, а просто переход к плавающему курсу, но в процентном отношении на сегодняшний день национальная валюта потеряла достаточно много. Там речь идет о примерно 30%. И это серьезный удар по малообеспеченным слоям населения. Во-вторых, поскольку уровень внутреннего валового продукта высчитывается в долларах, - а Казахстан впервые в этом году по уровню ВВП обогнал РФ и стал первым на пространстве СНГ по уровню ВВП на душу населения, - я думаю, эти показатели, конечно, существенно скорректируются к концу года", - предположил он.
"Сейчас, конечно же, необходимо сокращать дефицит бюджета. И этот переход к плавающему курсу, конечно, поможет этому. Но, скажем, еще очень важный фактор - падение тенге играет на руку казахстанским экспортерам, поскольку, обменивая выручку в иностранной валюте, они большую сумму в тенге получают и дополнительный приток денег имеют. Но зато это невыгодно импортерам, поскольку иностранная валюта повышается в цене. То есть в итоге получается, что есть определенная надежда, что казахстанское производство и казахстанский экспорт вырастет. Но поскольку это все в Казахстане еще не настолько очень ярко выражено, поскольку он встал на индустриальные, инновационные рельсы не так давно, и в принципе мировому рынку, по большому счету, кроме опять же ресурсов предложить нечего. То есть экспортеры ресурсов, безусловно, выигрывают, равновесность ситуации все-таки наступает, но население еще, на мой взгляд, не совсем оценило последствия и масштабы того, что случилось сегодня в Казахстане", - резюмировал Эдуард Полетаев.