Евросоюз видит в ЕАЭС прямого экономического конкурента
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня в Киргизии на пункте пропуска "Ак-Жол - автодорожный" на трассе Бишкек - Алма-Ата в рамках полноценного вступления республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) прошла церемония снятия постов таможенного контроля на границе с Казахстаном. Полноценное вступление республики в ЕАЭС подразумевает отмену таможенного оформления, сборов и таможенного контроля на внутренних границах Союза, а также применение внутри него единого таможенного тарифа, отмену экзаменов и квот для трудовых мигрантов и улучшение их социального обеспечения. К качеству продукции предъявляются единые требования в соответствии с техническими регламентами ЕАЭС.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил, что «идею евразийской интеграции предложил первым Нурсултан Абишевич Назарбаев, за что ему Владимир Путин часто, регулярно выражает особенное почтение. Мы это не забудем никогда. Но при этом мы совершенно четко должны понимать, что партнерские отношения строятся на принципе взаимного уважения. Этот принцип должен лежать в основе межгосударственной правосубъектности, которую мы сейчас создаем в рамках Евразийского экономического сообщества и которая будет создаваться, несмотря на противодействие, которое этому оказывает ЕС».
Европейский союз, по мнению Мухина, видит в евразийской интеграции прямого экономического конкурента: «Наши оппоненты видят в этом (процессе формирования ЕАЭС, - прим.ред.) воссоздание Советского Союза. Это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Воссоздать Советский Союз уже не получится. Один мой друг из высокопоставленных сотрудников Всемирного банка еще в начале 1990-х годов сказал, что если бы Россия вступила в экономический альянс с Казахстаном и Украиной, то решила бы все свои инфраструктурные проблемы. Это знают во Всемирном банке, это знают в США, это знают в ЕС. И для того, чтобы не дать Евразийскому экономическому сообществу состояться, предпринимается очень много усилий».
Что касается Казахстана, то по наблюдения Мухина, с ним активно «флиртует» Китай: «Сколько денег закачивается в Казахстан! Казахстан сейчас находится в статусе девушки на выданье, которая вроде бы уже обручена с Россией, Таможенным союзом, евразийским альянсом, но еще думает, как ей поступить, какие планы у нее будут, как она реализует все возможности, которые ей предоставляют. Мы должны очень тщательно следить за тем, что делает Китай».
Что касается Украины, эксперт напомнил: «Как только возникла реальная возможность вхождения Украины в Таможенный союз и Виктор Янукович, избранный, кстати, президентом при поддержке США, вильнул в сторону России, приняв 15-миллиардный кредит и заговорив о том, что «зачем нам нужна интеграция, мы еще подумаем», мы все знаем, чем это закончилось для Виктора Януковича и для Украины. Она сейчас практически полностью оторвана, и любые попытки, даже мысли, что она присоединится к евразийской интеграции, просто невозможны. Вот, в каких условиях создается эта евразийская интеграция. Но дело делать надо».
По мнению Мухина, идея евразийства постепенно становится идеологией: «На основании этой идеологии мы можем взаимно существовать, причем взаимовыгодно, на территории постсоветского пространства. Свидетельством того, что это чрезвычайно привлекательная идея является недавнее присоединение к этому проекту Армении и Киргизии. Эти процессы вызывают крайнюю озабоченность наших партнеров по геополитическим играм, в частности ЕС, США и так далее. Значит, мы идем в правильном направлении».
Эксперт полагает, что от успешности реализации проекта зависит благополучие не только России, но и Казахстана, стран Центральной Азии, которые сейчас находятся на острие внимания и США, и ЕС, и Китая: «Поверьте мне, внимание это не дружелюбное. Это внимание к источникам ресурсов, к источникам влияния. Поэтому интеграция для республик бывшего СССР – единственная возможность сохранить национальную идентичность и государственный суверенитет. А разрушение этого проекта – прямой путь к маргинализации экономики и к деградации политических институтов, как это произошло на Украине».