Как скажутся региональные бури на транзите энергоресурсов через Турцию?
Читать на сайте Вестник КавказаВ Турции планируется усилить охрану газопроводов и нефтепроводов, об этом сообщают местные СМИ.
"В связи с участившимися атаками курдских боевиков ключевые нефте- и газопроводы будут взяты под охрану конных патрулей, вдоль них разместят камеры с тепловизорами, чтобы обеспечить стабильность поставок энергоносителей", - пишет газета Hurriet.
Как подсчитали эксперты, последний теракт, совершенный Рабочей партией Курдистана (РПК), на турецко-иракском трубопроводе стоил экономике $250 млн, передает РИА Новости. Напомним, что нападению также подвергался трубопровод, по которому поступает газ с азербайджанского месторождения "Шахдениз" в Каспийском море. Республика импортирует 98% потребляемого природного газа и свыше 90% нефти, поэтому теракты на трубопроводах очень чувствительны для нее.
"Вестник Кавказа" узнал мнения экспертов о том, как скажется нынешнее обострение ситуации на востоке Турции на поставках энергоносителей через ее территорию.
По мнению главы бакинского Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана, это не окажет заметного влияния на транзит. "Хочу отметить, что Турция начала строить свой первый международный трубопровод Киркук-Джейхан в 1972 году. Затем был построен еще один Киркук-Юмурталык, в результате чего экспортные мощности в этом направлении увеличились почти до миллиона баррелей в сутки. При этом напряженная ситуация с боевиками – в первую очередь РПК - на территории Турции возникла именно после 1980 года. С тех пор эти трубопроводы несколько раз были взорваны. Помимо этого, в 1996 году был построен трубопровод Тебриз-Эрзерум, который также постоянно подвергается атакам. Очень редко бывало, чтобы его не взрывали хотя бы раз в год. И в такой обстановке Турция продолжала экспорт как нефти, так и газа", - напомнил он.
"Если посмотреть на газотранспортировку, то тут тоже нет особого беспокойства. Возьмем последние события, то, что произошло с трубопроводом Баку-Тбилиси-Эрзерум. Взорвали 10 кг тротила, сделали воронку 5 метров, и поменяют две трубы. Если так посмотреть, чисто финансовый ущерб – это $20 тыс, не более. И максимум, если бы компания ВР не приостановила добычу на "Шахденизе", через 3-4 дня возобновили бы прокачку. То есть особого ущерба ни окружающей среде, ни чему-либо еще не было. Другое дело с нефтью, потому что с нефтью и финансовые затраты, и экологического ущерба бывает больше", - добавил эксперт.
"Если мы посмотрим в мировом масштабе, то увидим, что в горячих точках от Нигерии до Ливии до других континентов, несмотря на войны, продолжается добыча, продолжается транспортировка, и здесь сейчас идет чистая мини-война, даже не война. Это будет в течение определенного промежутка времени приносить какой-то вред, и этот вопрос будет снят с повестки дня. Сейчас есть какое-то беспокойство, я даже слышал, что было написано, а стоит ли Азербайджану продолжать инвестировать многомиллиардные инвестиции на строительство TANAP, даже такого рода вопросы задавали. Конечно! А что здесь такого?" – уверен Шабан.
По его мнению, нынешняя ситуация никоим образом не ослабит позиции Турции на мировых энергорынках. "То, что сейчас происходит, не означает, что это будет продолжаться годами, что нынешняя напряженность – это вечная проблема. Это проблема какого-то времени", - подчеркнул глава бакинского Центра нефтяных исследований.
Старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин отметил, что наблюдающееся сейчас обострение "создает определенные риски для тех энергоносителей, которые отправляются в Турцию из региона Персидского залива, которых на самом деле не очень много". "Если брать ситуацию на европейском и мировом рынке, то все эти газопроводы большой роли не играют", - сказал он.
Однако они могут ослабить позиции Турции как игрока на энергорынках. "Современная стратегия Турция нацелена на превращение ее в основного транзитера нефти и газа, который мог бы связать Россию, Иран, Азербайджан с Европой. И такие взрывы на самом деле не столько опасны конкретно для турецкого рынка, сколько они сигнализируют, что, возможно, Турция в будущем будет не очень надежным путем транзита. Если иметь в виду грандиозные планы по строительству Трансанатолийского трубопровода (TANAP), то естественно это указывает на их уязвимость", - считает эксперт.
"Преимущество Турции как поставщика энергоресурсов по сравнению, скажем, с Украиной и даже Россией, заключается в двух пунктах. Во-первых, это третья сторона, то есть она не добывает сама газ и не регулирует вентиль. Соответственно, никакого произвола не будет со стороны Турции в отношении того, кому поставлять газ, а кому не поставлять. Она здесь будет функционировать как страна, через которую проходят трубопроводы и где могут какие-то хабы находиться даже для торговли газом и его распределения. Это одно преимущество. Второе преимущество – очевидно, перед допустим Украиной, – это стабильность. И вот в той части, где стабильность, вроде, подразумевается, она сейчас была поставлена под вопрос", - сказал он.
"Произошло два инцидента в достаточно сжатые сроки, но буквально на расстоянии недели друг от друга, в разных провинциях. Один взрыв около иранской границы, а другой вообще был ближе к грузинской границе, в районе Карса. То есть обе точки находятся - одна на востоке, а другая на северо-востоке. Но обе точки находятся рядом с теми будущими коридорами, которые будут прокладываться для поставки как иранского газа, так и азербайджанского, а в более далеком будущем, может, еще и туркменского, что тоже надо иметь в виду. То есть эти удары нанесены как раз в те места, где скорее всего пройдут какие-то новые трубопроводы. Естественно, что надежность Турции как транзитера поставлена несколько тут под вопрос", - резюмировал Алексей Кокин.