В деле "Мистралей" поставлена точка
Читать на сайте Вестник КавказаСтала известна примерная сумма денег, которую Франция перечислила России за непоставленные военные корабли типа "Мистраль". Министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что сумма выплат России со стороны Франции будет менее 1,2 млрд евро. Стоит отменить, что контракт был заключен в 2011 году, по нему Москва оплатила 1,12 млрд евро, сообщает РИА Новости.
Напомним, что вчера пресс-служба Кремля проинформировала, что получила перечисленные Парижем деньги, и считает вопрос по вертолетоносцам "полностью урегулированным".
Как рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель директора ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов, сама по себе сделка изначально была политической: "И не настолько все это было нужно России в военном отношении. Речь шла скорее о развитии военно-технических, экономических контактов между Россией и Францией. Франция, по сути, продемонстрировала, во-первых, что она - ненадежный поставщик вооружений. Рынок вооружений всегда был политизирован, но, учитывая, что мы по многим другим аспектам конкурируем с Францией, это нам на руку, что страны-члены ЕС – ненадежные поставщики. Мы, может быть, где-то сможем рынок в арабских странах, еще где-то - пусть маленькую долю, но себе на этом прибрать", - отметил эксперт.
"Во-вторых, размер неустойки, насколько я представляю, в итоге нас удовлетворяет. То есть реально все наши издержки Франция покроет. Поэтому с экономической точки зрения это чистый проигрыш Франции. Но она на него пошла равно так же, как и на многие другие решения пошли страны ЕС, объявив так называемые санкции против России. То есть они действуют именно из логики войны санкций: пусть им самим будет плохо, но главное, что они еще и России чем-нибудь насолят", - подчеркнул Алексей Кузнецов.
"Французы эти два корабля построили очень быстро, - рассказал в беседе с нашим корреспондентом военный эксперт, главный редактор журнала "Воздушно-космическая оборона" Михаил Ходаренок. - У нас, например, некоторые корабли строятся десятилетиями, а они буквально на счет "раз-два" построили эти два корабля. Надо прямо сказать, что если бы эти корабли оказались в составе ВМФ России, они, конечно, усилили бы наши десантно-высадочные средства, поскольку наших кораблей аналогичного класса у нас или нет или их возраст составляет 30-40 лет. То есть наши морские десантные силы, к сожалению, находятся не на уровне требований XXI века".
Что касается финансовой составляющей, то, по словам эксперта, по деньгам эта сделка урона России не нанесла: "Единственное, в чем мы проиграли, по большому счету, - что эти корабли у нас были бы нелишние. Но раз не судьба, то из этого тоже, по крайней мере, есть два урока. Первое – никогда не создавать такие объемные заказы в области ВПК, которые могут привести к срывам или каким-то неясным ситуациям, развивая собственную судостроительную промышленность. И второе - все-таки развивать собственные морские десантные силы, которые находятся сейчас далеко не на том уровне, на котором они должны бы находиться. Тем более у страны, претендующей на звание великой морской державы", - заключил Михаил Ходаренок.