Китай не справляется с обвалом фондового рынка
Читать на сайте Вестник КавказаДействия, предпринятые властями Китая для спасения фондового рынка страны, не были последовательными и скоординированными, и поэтому не дали результата.
"Я требую действенных мер для спасения рынка", – приводит слова премьера страны Ли Кэцян, произнесенные им 4 июля на экстренном совещании ведущих финансистов, "Ведомости", цитируя опубликованную в Wall Street Journal статью. Кэцян также заявил о необходимости координировать шаги, которые осуществляет Народный банк Китая (НБК), Минфин и регуляторы рынка ценных бумаг и банков.
Тогда НБК направил средства на поддержку котировок, а также оказал финансовую помощь инвесторам, приобретающим акции на заемные средства. Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг (CSRC) временно остановила IPO. Госкомпании и инвестбанки пообещали, что будут приобретать акции.
Несмотря на эти меры, с 23 июля рынок упал еще на 8,9%, а с середины июня – на 27%, потеряв $3,4 трлн капитализации. Эти процессы продемонстрировали "недостаточную скоординированность регуляторов", цитирует экономиста Китайской академии общественных наук Чжань Мина WSJ.
На совещании у главы правительства управляющий НБК Чжоу Сяочуань и глава Минфина Лоу Цзивэй высказались против агрессивных интервенций, все же пойдя в итоге на согласие с планом Ли Кэцяна. 8 июля подпись под документом поставил председатель КНР Си Цзиньпин. НБК заверил, что он сумеет "усилить взаимодействие с финансовыми регуляторами, чтобы исключить возникновение системных или региональных финансовых рисков".
Между тем, как показали предшествующие события, именно взаимодействие и было слабым местом регуляторов. Созданный в 2013 году Координационный комитет по финансовой стабильности практически бездействовал. 27 июня, когда на рынке вовсю шла распродажа, НБК уменьшил ставку и требования к резервам банков. А спустя несколько дней CSRC позволила провести несколько IPO, несмотря на отсутствие спроса на акции, что, по мнению аналитиков, увеличило распродажи.
Сложность заключалась в том, что НБК несет ответственность за финансовую стабильность в Китае, а CSRC, будучи регулятором рынков капитала, стремится разрешить закредитованным госкомпаниям продавать акции, чтобы рассчитаться с долгами.
Бум на китайском рынке происходил благодаря маржинальному кредитованию, при том, что ни один из регуляторов не нес за это ответственность. С июня 2014 по июнь 2015 года сумма кредитов, выданных брокерами на приобретение акций, выросла в пять раз до 2 трлн юаней ($322 млрд). Кроме того, отдельно учитываются ссуды, которые инвесторам выдавали онлайн-кредиторы и банки, они составляют, по оценке Everbright Securities, еще 2 трлн юаней. Когда стартовала распродажа, НБК оказывал помощь брокерам, чтобы они могли по-прежнему давать кредиты на покупку акций.
В апреле CSRC велела брокерам уменьшить объемы маржинального кредитования. Однако это вызвало лишь сокращение ликвидности на рынке, и уже в мае CSRC отменила свое решение, а в июле она дала возможность инвесторам занимать кредиты на покупку акций под залог жилья.
27 июля индекс Shanghai Composite установил минимум за восемь лет – 8,5%: сказалось волнение инвесторов из-за слухов, что Китай перестанет оказывать помощь рынку. "Этот обвал – урок правительству", демонстрирующий, как надо работать с рынками, указал экономист JPMorgan Chase по Китаю Чжу Хайбин.