Санкционные продукты разрешат продавать в российских магазинах?
Читать на сайте Вестник КавказаВ Санкт-Петербурге тринадцатый арбитражный апелляционный суд 22 сентября рассмотрит жалобу Роспотребнадзора на принятое 2 июля решение нижестоящей инстанции, согласно которому санкционные продукты можно продавать в российских магазинах – при запрете на их ввоз в страну.
Ранее арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным штраф, наложенный на ЗАО "Тандер" Роспотребнадзором за продажу в магазине "Магнит" в Кингисеппе сыра "Сиртаки", изготовленного во Франции. По мнению суда, "правительство предусмотрело ограничение на ввоз определенной продукции, а не ее реализацию (продажу)", уточняет РИА Новости.
Кроме того, судья решил, что ввоз в Россию санкционных товаров не образует объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.2 КоАП (незаконная продажа товаров).
Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Василий Узун, в конечном счете, продажа санкционных продуктов в торговых сетях едва ли будет разрешена.
"Я думаю, что если будет доказано, что продукт ввезен нелегально и он попадает под законные ограничения, то шансов выиграть дело нет. Говорить о том, что запрещен ввоз, но не реализация, можно было, когда только ввели запреты, поскольку была привезенная ранее продукция. Ее, действительно, можно было продавать. Но это время давно прошло", - пояснил он.
При этом Узун добавил, что в реальности определить законность или незаконность ввоза продукции не всегда просто. "Нужно выяснять, через какие границы продукты попали в Россию, потому что мы ввели эмбарго, а наши союзники по ЕврАзЭС – нет. В договоре о ЕврАзЭС прописаны правила, как поступать в такой ситуации: предельный срок действия таких ограничений – шесть месяцев. То есть Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения имеют право ввозить европейские продукты. А границы между нашими государствами как бы открыты, движение товаров осуществляется беспрепятственно", - поведал эксперт.
Еще один сложный вопрос, по словам главного научного сотрудника Центра агропродовольственной политики, касается переработанной продукции. "Иногда окончательное решение принимать сложно, потому что если продукт привезли из Европы и переработали, то чья это продукция? При этом степень переработки, после которой продукт уже может считать, например, белорусским, никто не определил. Неизвестно, делает ли смена упаковки продукт российским?" – отметил он.
Кроме того, Василий Узун раскритиковал принятое недавно решение о физическом уничтожении незаконно ввезенных продуктов, включенных в российский санкционный список. "С 6 августа, если запрещенная европейская продукция попала на нашу территорию, ее необходимо уничтожать. Но зачем? У нас есть возможность отдать ее в Донбасс, который нуждается в продовольствии, и в мире много голодных", - заявил эксперт.
"В целом к этому вопросу нужно подходить осторожно. Самое лучшее решение здесь - отменить эмбарго, потому что от него страдаем, в первую очередь, мы сами", - заключил он.
Академик РАН, член ученого совета РАНХиГС, доктор экономических наук Эльмира Крылатых, рассказала, что, с ее точки зрения, реализовывать санкционные продукты в магазинах, действительно, не стоит.
"Конечно, пускать в сеть и продавать эту, по сути дела, незаконную продукцию нелогично, в том числе – поскольку возникает конкуренция со стороны незаконно приобретенной продукции", - отметила она.
При этом эксперт также негативно оценила решение об уничтожении нелегально ввезенных продуктов, подчеркнув, что их можно было бы использовать для благотворительных целей. "Однако ведь существуют разные формы спонсорской поддержки: можно, минуя торговые сети, поддерживать малообеспеченные семьи. То есть, продукцию вместо уничтожения надо использовать в гуманных целях", - указала Крылатых.
"При этом нарушителей, которые привозят такие продукты и проталкивают их через торговые сети, нужно наказывать", - добавила эксперт.