Важно быть неправительственным, чтобы попасть в грузинское правительство
Читать на сайте Вестник КавказаПремьер-министр Ираклий Гарибашвили был явно доволен собственной находчивостью, представляя журналистам нового министра по исполнению наказаний Кахи Кахишвили. Самодовольство премьера объясняется просто: в Грузии не найти лучшего кандидата на эту должность с точки зрения благосклонности СМИ и неправительственных организаций правозащитного толка, традиционно считающих «тюремного министра» монстром. Глава пенитенциарной системы - самая опасная должность в стране. Достаточно вспомнить грандиозный скандал трехлетней давности о пытках в Глданской тюрьме номер восемь, в результате чего в Грузии чуть не произошла очередная революция.
Новое правительство во главе с Ираклием Гарибашвили и «неформальным куратором» Кабмина, миллиардером Бидзиной Иванишвили сразу осознало, что поставить на эту должность необходимо человека, пользующегося доверием НКО и СМИ. Но найти подходящего кандидата все не удавалось, потому что плюсы всегда уравновешивались минусами - отсутствием опыта и профессионализма в столь сложной и деликатной сфере как пенитенциарная система.
С этой точки зрения Каха Кахишвили – фигура оптимальная: он долгое время руководил неправительственной организацией «Общественный защитник», занимался адвокатской деятельностью, а до назначения министром несколько месяцев успешно работал в той же пенитенциарной системе, курируя соблюдение прав заключенных.
Первой инициативой нового министра стало предложение об «отпусках» для заключенных – женщин. Кахишвили предлагает отпускать женщин на день-два, чтобы они побывали дома, пообщались с близкими а затем вернулись в места исполнения наказаний. Идея звучала и раньше, но власти не решались принять столь радикальное решение, опасаясь многоплановых осложнений и рисков.
Тем не менее, судя по всему, Кахишвили удалось убедить премьера, что имидж власти, заботящейся о правах заключенных, пытающейся смягчить их горькую судьбу и идущей на важный компромисс гуманитарного плана, гораздо важнее любых возможных проблем.
Как сообщили «Вестнику Кавказа» в министерстве по исполнению наказаний, инициатива Кахишвили претворится в жизнь уже с осени. Более того, ожидаются и другие нововведения: будут широко использоваться браслеты для контроля над осужденными, которым тюремное заключение заменят домашним арестом, расширят перечень услуг, предоставляемых в тюремных камерах, вплоть до кабельного телевидения и так далее.
Но скептики намекают, что либерализм Кахишвили таит в себе опасность иного плана: во время правления Шеварднадзе, когда власти максимально либерализовали режим в тюрьмах, это привело к всевластию «воров в законе» и к полной бесконтрольности, а последующая попытка режима Саакашвили «закрутить гайки» - к пыткам, снятым на видео и тюремному скандалу.
Сможет ли Кахи Кахишвили при всей его личной честности и преданности делу соблюсти золотую середину, покажет ближайшее будущее, но он уже точно стал единственным министром, чье назначение встретило единодушное одобрение общественности.