Нефть: баланс спроса и предложения возможен лишь к концу года
Читать на сайте Вестник КавказаКурс доллара на Московской бирже взлетел выше 63 рублей на фоне обвала цен на "черное золото". Фьючерсы на нефть марки Brent на бирже в Лондоне 3 августа теряют в цене почти 4%. Стоимость барреля опустилась до 50,14 доллара. Котировки нефти эталонных марок опустились до минимального уровня за шесть месяцев. По мнению западных экспертов, это произошло на фоне обещаний Ирана быстро нарастить добычу после снятия санкций, а также на новых сигналах ослабления экономики КНР.
Однако директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что "фактор Ирана" на нефтяном рынке переоценен. «Даже если убрать динамику и график, который был в подписанном соглашении между Ираном и шестеркой посредников, то алгоритм такой: сначала Иран должен доказать, что он выполняет соглашения, после этого комиссия МАГАТЭ принимает решение о том, что Иран выполняет свои обязательства. И только после этого принимается решение на уровне США и ЕС о снятии санкций… Говоря, что сразу Иран начинает выводить большое количество нефти, но даже если брать по максимуму, оценки, которые звучат, это от 30 до 70 млн баррелей, но вряд ли эти объемы можно за один день продать. В любом случае будет некое торговое соглашение с потребителями иранской нефти. Наращивание дополнительной добычи это ситуация второй половины следующего года, не раньше. Причем это будет весьма последовательно и не резко», - полагает эксперт.
По его мнению, фактор Ирана при прочих других не столь значим: «В последние несколько дней звучали заявления от многих компаний о том, что они сокращают свои инновационные программы по новым проектам, причем не потому, что эти проекты не прибыльные или убыточные потенциально, а просто для того, чтобы сохранить для акционеров дивидендную политику. То есть это большое различие в подходах западных корпораций и российских компаний. Если серьезно, то по тем оценкам, которые сейчас делаются, порядка 46 проектов на сумму 200 млн долларов должно не запуститься в ближайшие годы. Это означает, к моменту, когда спрос дойдет до предложения (конец 2016-го - начало 2017 года) будет обеспечен выход на некий баланс спроса и предложения».
А предпосылки для того, чтобы говорить о недопроизводстве нефти, по мнению эксперта, могут появиться лишь через четыре-пять лет.
Важную роль играет тот факт, что большинство производителей нефти сейчас находятся на пиках добычи. По словам Пикина, с одной стороны это минус для международного рынка, потому что приводит к избытку предложения, с другой стороны это и большой плюс, потому что от пиков добычи перейти к еще более высоким величинам крайне сложно. «Россия и Саудовская Аравия находятся на пике добычи, Ирак об этом заявляет и говорит, что еще будет наращивать, Ливия и так далее. США остаются лакмусовой бумажкой для трейдеров, которые торгуют на нефтяных фьючерсах и именно по США они меряют то, куда должна двигаться нефть. Много говорится о том, что Саудовская Аравия или другие страны, которые торгуют нефтью, хотят снижения цены, чтобы вытеснить конкурентов, но торговля нефтью и котировки нефти - это разные понятия. Котировки нефти определяют не Саудовская Аравия, Россия или США, а определенный пул банков, инвестиционные компании, которые торгуют на нефтяных фьючерсах. И от их ожиданий, ощущений реальности, собственно, зависит, куда двигаются нефтяные котировки», - пояснил эксперт.