ЕАЭС состоится. Для этого есть две причины
Читать на сайте Вестник КавказаС идеей формирования Евразийского союза государств впервые выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе первого официального визита в Россию 29 марта 1994 года. Пошло два десятка лет прежде чем Евразийский союз начал работать. Сегодня в него входят пять стран – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения, но союз открыт для вступления других стран. Эксперты считают, что для эффективно работы ЕАЭС в основе интеграционного проекта должно лежать взаимоуважение партнеров по объединению и формирование развитой промышленности, торговли, научной и культурной базы стран евразийского пространства.
Генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев на пути развития ЕАЭС видит несколько существенных барьеров.
Во-первых, в странах–потенциальных членах Евразийского экономического сообщества уровень владения английским языком выше, чем русским языком. «За прошедшие 20 лет наши народы отдалились друг от друга. Если раньше был единый советский народ, то сегодня появились национально ориентированные не только элиты, но и народы. И, что самое важное, появилась религиозная диверсификация на этом пространстве. Раньше мы не говорили о том, что существует ислам, что существует православие, что существуют другие религиозные конфессии. Сегодня, к сожалению, мы вынуждены с этим считаться и считаться очень серьезно», - говорит эксперт.
Во-вторых, промышленные связи во многом утрачены. «Фактически связи остались только между Россией и Белоруссией. Последние существенные связи между Россией и Украиной в области авиастроения, ракетостроения, к сожалению, утрачены. Пример наглядный – попытка восстановить производство самолетов Ил-76 с опорой на Ташкентский авиазавод ни к чему не привела».
Однако Гриняев уверен, что евразийский проект будет реализован. Для этого он видит по меньшей мере две причины.
Первая. Мир изменился, и он уже не такой, как был 10-15 лет назад. Изменения как климатические, так и социальные, экономические и многие другие. В перспективе 10-15 лет открывается Северный морской путь, появляется путь вокруг Евразии из Японии в Европу. Сегодня Китай однозначно сделал национальным приоритетом восстановление Великого шелкового пути. Так или иначе пространство Евразии будет пронизано транспортными потоками, транспортными коридорами, которые определят развитие этой части суши в XXI веке. Фактически разворачивается борьба за приоритеты, кто будет контролировать Евразию, кто будет контролировать эти материальные, информационные, финансовые и иные потоки.
Вторая. Продолжающиеся дисбалансы в мировой финансовой системе. Мир живет в состоянии перманентного финансового кризиса. Один из выходов, который предложен мировой элитой – это перекладывание тех проблем, которые сегодня связаны с американской экономикой и долларом США, на региональные объединения и на региональные национальные экономики. Поэтому, собственно, за последние 10 лет появилось так много разных объединений, союзов. Появился и БРИКС, АТЭС, ШОС, Евразийское экономическое пространство, Европа сегодня пересматривает свои внутренние отношения. Стремление к тому, чтобы переложить на эти объединения часть бремени с США достаточно наглядно прослеживается в этих проектах.
«Приоритетом евразийского проекта, если он будет выстраиваться именно как российский проект, как объединение пророссийских стран, наверное, все-таки будет вопрос о национальной валюте, о единой валюте Евразийского экономического союза. Если по-прежнему останется доллар и евро, если по-прежнему над этим Евразийским экономическим союзом останутся наднациональные структуры в виду Мирового банка, в виде ВТО, то, к сожалению, говорить о каких-то системообразующих основаниях, наверное, не получится», - уверен Гриняев.