Ответит ли Россия на санкции Грузии?
Читать на сайте Вестник КавказаРоссия может распространить контрсанкции на те семь стран, что присоединились накануне к антироссийским санкциям ЕС, сообщил сегодня журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя декларацию Еврокомиссии "О присоединении к ограничительным мерам из-за ситуации вокруг Крыма и Севастополя". Напомним, что помимо стран-кандидатов в члены ЕС Черногории и Албании, а также членов Европейской ассоциации свободной торговли Исландии, Лихтенштейна и Норвегии, к санкциям против Крыма и Севастополя присоединились Украина и Грузия.
"Безусловно, ответные меры могут быть распространены на эти страны. Мы еще раз повторяем, что основополагающим является принцип взаимности", - приводит слова Пескова РИА Новости.
Наиболее интересным в этом событии является участие в продленных санкциях Грузии, которая, несмотря на отсутствие дипломатических отношений с Россией, в течение двух с половиной лет восстанавливала экономические и гуманитарные контакты, для чего был создан специальный формат переговоров замглавы МИД РФ Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе. Подобных встреч прошло уже десять, за это время Тбилиси удалось вернуть грузинские товары на российские рынки, однако теперь Москва может вернуть прежнее продовольственное эмбарго, по аналогии с антизападными санкциями.
А возвращение запрета на грузинские продукты вполне реально. Об этом "Вестнику Кавказа" сообщил помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко. "Я думаю, говорить о конкретном российском ответе Грузии действительно рано, но возвращение эмбарго вполне возможно. Для этого должно быть решение правительства, точно такое же, какое было принято год назад в отношении продукции из стран ЕС и США", - сказал он.
Как отметил директор Центра политической информации Алексей Мухин, Грузия вынуждена была присоединиться к санкциям против Крыма и Севастополя по финансовым обстоятельствам. "Конечно, для соседа России Грузия ведет себя довольно непоследовательно и враждебно. Полагаю, что сейчас республика находится в стрессовом состоянии из-за давления со стороны США, которые являются важным финансовым партнером для Грузии. Дело в том, что президент Михаил Саакашвили в свое время набрал слишком много кредитов, которые приходится отдавать нынешним властям, и Грузия в результате не находится в формате суверенного государства, будучи частично зависимой от решений, которые принимаются вовне", - пояснил он.
По его оценке, именно это определило поведение грузинского правительства, присоединившегося к санкциям, несмотря на перспективу возвращения продуктового эмбарго со стороны России. "Отсюда странное, на первый взгляд, позиционирование Грузии в последнее время. Тбилиси то объявляет сближение с Москвой, пытается увеличить торгово-экономический товарооборот, то организует политическую атаку на Россию. В этой связи, я думаю, российское руководство вправе предпринимать те действия, которые оно сочтет нужными, а именно воздействовать на грузинское общество с помощью ограничительных мер с целью, дабы это общество заставило власти вести более самостоятельную политику, направленную на соблюдение национальных интересов", - заявил Алексей Мухин.
Руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе обратил внимание на тот факт, что Грузия присоединилась именно к антикрымским, а не антироссийским санкциям, а это объясняется принципиальной позицией государства по Абхазии и Южной Осетии. "Из-за них Грузия, к примеру, категорически отказалась в свое время признавать независимость Косово, хотя Запад настаивал на этом. Здесь с точки зрения Грузии ситуация сходная, и она будет поддерживать территориальную целостность Украины и выступать против вхождения Крыма и Севастополя в состав России. Очень не хотелось бы, чтобы Россия на такое подтверждение санкций лишь по Крыму и Севастополю ответила бы ответным ударом. У нас тут просто нет выхода – мы не можем признавать, что Крым и Севастополь – это часть РФ, а не часть Украины, мы обязаны поддерживать территориальную целостность всех стран, бывших республик Советского Союза", - рассказал он.
Бывший посол России в Грузии, директор региональных программ Института каспийского сотрудничества Вячеслав Коваленко ожидает, что в Кремле не будут торопиться с принятием решений по Грузии, пока не станет ясно, что именно собираются делать в Тбилиси. "В Грузии не всегда за словами следуют действиям, поэтому нужно посмотреть, как именно республика присоединится к санкциям. Я, честно говоря, не хотел бы, чтобы Грузия вводила ограничения против России, и знаю, что в республике далеко не все занимают антироссийскую позицию. Больше людей, которые хотят восстановить отношения, нормально организовать связи с Россией. При этом, разумеется, никуда не делись радикально настроенные прозападные группы и сторонники той власти, которая существовала при Саакашвили. Так что подождем действий Тбилиси", - предложил посол.
Коваленко выразил сомнение в том, что Россия после нескольких лет восстановления товарооборота с Грузией станет вводить продуктовое эмбарго. "У Москвы есть и другие рычаги воздействия на Тбилиси. Сам факт прохладных отношений, которые у нас сложились после агрессии Грузии в Южной Осетии - это плохо для тех исконно добрососедских связей, которые у нас были. Грузия - православное государство, нас очень многое связывает с ней. Я надеюсь, что в итоге грузинское правительство придет к пониманию, что стране выгоднее не конфликтовать с Россией и присоединяться к тем силам, которые выступают с антироссийских позиций, а искать свой путь. А именно - путь добрососедства и равноправия между двумя государствами. И хорошо, что сейчас среди населения республики больше здоровых сил", - заключил директор региональных программ Института каспийского сотрудничества.