Валерий Рязанский: "Без нашей помощи Крыму было бы сложно адаптироваться к новым условиям"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Гость программы "Трибуна" председатель комитета Совета Федерации по социальной политике, сенатор от Курской области Валерий Рязанский подводит итоги весенней сессии верхней палаты российского парламента.

- Весенняя сессия была крайне насыщенной. Какие вопросы бы вы выделили в работе вашего комитета?

- Повестка социального блока Совета Федерации и Госдумы отличается достаточно большой нагрузкой. Я бы отметил, прежде всего, блок вопросов, который связан с вхождением экономического, социального пространства Крыма в законодательное поле Российской Федерации.

Мы не вносили изменений в законодательство, речь шла в большей степени о уже практическом применении ранее принятых решений, чтобы помочь Крыму, его службам, работающим в системе социальной защиты, научиться пользоваться новым инструментарием, который у них появился за счет законодательства, принятого в 2014 году. Это непростая наука, потому что раньше законодательство Крыма и Севастополя формировалось в унитарного государства. Оно в значительной мере отличается от нашего, федеративного законодательства. Без помощи наших регионов и Крыму, и Севастополю было бы сложно и разработать, и внедрить, и адаптироваться к новым условиям применения социального законодательства. Оно достаточно обширно - и здравоохранение, сфера социальной защиты, и пенсионное законодательство, и вопросы функционирования фонда обязательного медицинского страхования, социального страхования, и вопросы защиты материнства и детства…

На завершающем этапе весенней сессии Валентина Ивановна Матвиенко как председатель верхней палаты побывала в Крыму для того, чтобы познакомиться поближе с той работой, которую ведут власти региона, чтобы убедиться на месте, как идут реформы и преобразования, которые необходимо было там провести.

Что касается других вопросов, я бы отметил большой блок тем, связанных с выполнением наших международных обязательств после подписания конвенции о защите прав инвалидов. Конвенцию мы ратифицировали в 2008 году, и все это время приспосабливали свое законодательство и искали возможность адаптации реальной жизненной среды ко всем видам инвалидности. Необходимо четко соблюдать принцип, что не инвалид виноват в том, что он не может воспользоваться теми или иными услугами окружающей его среды, а виновата как раз окружающая среда, виноваты органы власти, которые не сумели приспособить ее для того, чтобы инвалиды разных категорий могли пользоваться этой средой.

На сегодняшний день программа "Доступная среда" уже будет реализовываться второй раз в стране. Программа рассчитана на пять лет - до 2020 года. Это достаточно серьезный ресурс, около 200 млрд рублей, практически включились в нее, и самое главное – что мы внесли изменения в отраслевое законодательство. Порядка 25 изменений в законы, связанные с функционированием отраслей, и они теперь будут обязаны учитывать особенности работы с инвалидами. Такие отрасли, как транспорт, связь, почта, медицинские учреждения, учреждения культуры, управления муниципального и государственного, спорта, метрополитен, воздушный транспорт, железнодорожный должны решать вопросы приспособления своих отраслей к условиям функционирования должны теперь выполняться жестко.

Я называю это маленькой, но важной революцией, когда начала меняться философия отношения государства к проблеме доступности среды для инвалидов, не говоря уже об очень важном аспекте трудоустройства инвалидов.

Резонансным в ходе весенней сессии стал также вопрос, связанный с ограничениями по приему к нам на работу иностранных специалистов в области физической культуры и спорта, изменения численного состава легионеров, которые могут играть в наших профессиональных клубах. Последнее резонансное решение Российского футбольного союза по главному тренеру страны – тоже следствие ранее принятых решений. Они принципиальны, они дают возможность государству смелее входить в эту зону ответственности, регулировать эти процессы, не оставлять это только на откуп самим клубам и федерациям. Потому что вопросы развития физической культуры и спорта являются такими же важными для государства, как и любые другие вопросы. Нам не безразлично, смогут ли ребятишки, проходя через систему подготовки, через систему детско-юношеских спортивных школ, потом попасть в профессиональные клубы и радовать нас своей игрой, своими рекордами. Если мы не будем заниматься их подготовкой, а будем просто эксплуатировать за большие деньги потенциал легионеров, этого не произойдет.

- Так мы плавно переходим к нормам ГТО…

- Мы тут немножко поэксплуатировали тему пожилого возраста. Кавказ всегда отличался долголетием. На II Спартакиаде пенсионеров, которая проходила в этот раз в Саратове, были показательные выступления по сдаче норм ГТО нашими пенсионерами. Причем пенсионеры не профессионально подготовленные, а те, кто побеждал на окружных, районных, региональных спартакиадах. И они продемонстрировали, как будут сдавать нормы ГТО в своих возрастных группах – 9-ой, 10-ой и 11-ой. 25 человек, выбранных компьютером, вышли на площадку стадиона  и почти все справились с нормами ГТО. Это говорит о том, что при соблюдении элементарных жизненных правил поведения и активном образе жизни, пенсионеры вполне могут справиться с теми заданиями, которые изложены в 9-й, 10-й и 11-й разрядах сдачи норм ГТО. То есть, это по  силам практически каждому. Cекрет з простой: не курить, не злоупотреблять спиртными напитками, в меру сил и возможности двигаться, стараться продлевать активное долголетие, загружать память и осуществлять посильную физическую нагрузку.

- Валерий Владимирович, поднимались ли в течение этой сессии какие-то непростые вопросы, дальнейшее обсуждение которых было перенесено на осеннюю сессию?

- Были. Достаточно жаркие дискуссии вызвали вопросы, связанные с земельным законодательством. Это касается, в том числе и зон Кавказских Минеральных Вод, и вообще многих курортов, которые сосредоточены на этих уникальных территориях. Предстоят серьезные изменения в земельном законодательстве. Страна живет, стране нужно строить жилье, появляются молодые семьи, рождаются дети – людям нужно жилье. Если не развивать жилищную ипотеку, жилищное строительство, то умрет строительная индустрия и сопутствующие ей экономические отрасли экономики. Эту жизненную потребность, безусловно, государство должно помогать удовлетворять. Кто-то это решает с помощью собственных ресурсов, кто-то сам строит, кто-то с помощью соседей, а кто-то приобретает готовое жилье, построенное строителями. В этой связи естественным становится вопрос о судьбе тех земельных территорий, которые находятся внутри городских поселений, в районах окружения этих территорий. Процессы по землеотводу не всегда являются прозрачными и в ряде случаев являются очень болезненными. Что греха таить, часто это вызывает и коррупционные скандалы. Поэтому внесен достаточно большой серьезный законопроект, связанный с изменением принципов зонирования земли. Мы обсуждали эту тему, многие вопросы и подходы мы сумели обсудить и одобрить. Но нам показались слишком высокими темпы обсуждения и предлагаемые правительством темпы принятия решений. Даже пришлось вмешиваться Валентине Ивановне Матвиенко. Ей был представлен наш доклад вместе с председателями комитетов по региональной политике Азаровым и по земельным отношениям Горбуновым Геннадием Александровичем. Мы получили очень четкую установку председателя Совета Федерации – занять позицию жесткую, конструктивную позицию в диалоге с правительством, но при этом строго находиться в рамках тех установок, которые получили.

Совещание у Дмитрия Николаевича Козака показало, что правительство, взвесив все за и против, решило все-таки перенести на осеннюю сессию обсуждение финальной части закона, потому что оно цепляет и проблемы сельского хозяйства, а значит, сельскохозяйственных угодий. Здесь жертвовать землей, переводя ее из одной категории в другую, нужно очень аккуратно, потому что это национальное достояние, это продовольственная безопасность.

Вопросы жилья и санаторно-курортных зон были предметом тревоги, которую высказывали члены нашего комитета, и мы приводили в пример состояние дел по Кавказским Минеральным Водам, как по обособленной территории, которая должна быть жестко закреплена как зона особой ответственности государства. На сегодняшний день, в этом регионе находятся минеральные источники практически всех известных на земном шаре минеральных вод, и жертвовать качеством этого уникального бассейна ни в коем случае нельзя.

У нас есть сомнения, что предлагаемая редакция закона защитит Кавказские Минеральные Воды, другие курорты, расположенные в этой зоне, в том числе, и не только на Кавказе, но и в Алтайском крае, в Предуралье, и в Центральной полосе, в Калининградской области, на Камчатке. Наши доводы правительство учло и перенесло рассмотрение вопросов на осеннюю сессию.

Это пример того, как диалог парламента и правительства должен строиться с учетом мнений обеих сторон. Мы - палата регионов и обязаны учитывать точку зрения регионов. Если их что-то не устраивает, если у них что-то не склеивается с местными парламентами с точки зрения подходов, безусловно, мы должны выходить на согласованные позиции. 

Продолжение следует