Антироссийским санкциям год

Читать на сайте Вестник Кавказа

Сегодня, 16 июля, исполняется год западным санкциям против России. В этот день США наложили эмбарго на выдачу новых кредитов российским госбанкам и госкомпаниям, а также поставку высокотехнологичного оборудования в нефтегазовую отрасль и ОПК. В течение следующих двух месяцев к санкциям присоединились страны ЕС. О том, как российская экономика пережила год санкций, "Вестнику Кавказа" рассказали зампред Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС Василий Якимкин и председатель правления Национальной валютной организации Дмитрий Пискулов.

По мнению зампреда Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, в целом Россия спокойно пережила этот год, хотя определенные проблемы, конечно, были. "В первую очередь это касается привлечения длинных и относительно дешевых ресурсов. То, что мы пережили в конце прошлого года, в том числе стало результатом именно этих санкций. Но определяющую роль все-таки сыграло падение цен на нефть. Если в 2009-2010 годах можно было рефинансировать внешние долги, то в нынешних условиях сделать это было намного сложнее, поскольку внешние заимствования были перекрыты. По этой причине пришлось решать вопросы за счет внутренних резервов, с помощью Центрального банка", - отметил Аксаков.

"Но в целом никак драматических последствий для экономики не было. Более того, она адаптировалась. В стратегическом плане это,может быть, даже благо для нашей экономики, поскольку она сама начинает генерировать то, что раньше брала за рубежом. Появляются новые идеи, привлекаются финансовые ресурсы на внутреннем рынке, производится новая технологичная продукция, которую прежде мы завозили из-за рубежа", - заключил депутат.

Со своей стороны доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС Василий Якимкин, напротив, заявил, что российская экономика с трудом пережила год в условиях санкций. "Кредитные линии, которые раньше открывали на Западе, сегодня пытаются открывать в Азии – в Китае и Южной Корее. Не у всех получается, но, тем не менее, начинают учиться и открывают. Что касается технологий, то, с одной стороны, ситуация плохая. Если через 1-2 года санкции не отменят, то мы начнем серьезно отставать. Но, с другой стороны, Россия начала заниматься импортозамещением в том числе в технологической сфере. И кое-что уже получается. Так что нет худа без добра", - заметил эксперт.

При этом он обратил внимание, что из-за санкций Россия теряет около 0,6 % ВВП. "Прежде всего, к  снижению ВВП, конечно, привели падение цен на нефть и нестабильность рубля. Но, по моим оценкам, санкции тоже повлияли на это. Из-за них страна теряет около 0,6% ВВП. Так что, конечно, санкции сказались негативно", - резюмировал доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС.

В свою очередь председатель правления Национальной валютной организации Дмитрий Пискулов подчеркнул, что в данном вопросе следует разделять влияние санкций на финансовый сектор и на импорт технологий. "Ограничение внешнего финансирования мы переживаем достаточно неплохо, потому что Россия – страна с большим объемом внешней торговли, с большим объемом экспорта. К сожалению, в связи с падением цен на энергоносители он снизился. Но, тем не менее, поступления достаточно большие, валютный рынок крупный, поэтому банки и компании могут покупать на нем валюту для выплаты внешнего долга. Кроме того, ЦБ предоставил необходимые инструменты валютного рефинансирования, а также периодически продавал валюту. Таким образом, влияние этих санкций (к ним можно отнести и европейские, поскольку финансирование прекратилось со стороны всех западных стран) мы пережили достаточно гладко", - считает эксперт.

"Конечно, определенные трудности наблюдались. Они были связаны с кризисными явлениями в конце прошлого года, когда ажиотажный спрос на валюту в условиях разбалансировки валютного рынка достиг невероятного размера и привел к резкому повышению курса доллара и девальвации рубля. Но с тех пор ситуация стабилизировалась, потому что Банк России выровнял валютный рынок с точки зрения баланса спроса и предложения, обеспечил предложение в валюте и валютной выручке. То есть, этот неблагоприятный период прошел относительно гладко", - пояснил Пискулов.

При этом он заметил, что Россия предприняла шаги по привлечению финансирования в восточных странах. "Это не такой простой процесс, как с западными странами, но, тем не менее, там тоже есть подвижки. В частности, одна из недавних новостей – обсуждавшийся банк БРИКС, который в том числе будет финансировать крупные проекты российских энергетических компаний. То есть, это замена западного финансирования финансированием банка БРИКС. Там будут и бразильские деньги, и китайские. Но, в общем-то, это восточные деньги. Мы также можем работать и с арабскими деньгами. Были подписаны соглашения с суверенным инвестиционным фондом арабской страны, по которым мы тоже получаем деньги для инвестиционных проектов", - сказал председатель правления Национальной валютной организации.

Говоря о технологических санкциях, он пояснил, что здесь ситуация сложнее, потому что многие технологии в России просто не производятся. "Доля иностранных технологий и компонентов в конечной продукции варьируется. Но она есть во всех отраслях, начиная от сельского хозяйства, кончая машиностроением, в том числе военным. Здесь важна роль государства. Фактически, оно предприняло шаги по импортозамещению в машиностроении. Но этот процесс займет достаточно длительное время, потому что создать аналоги западным технологиям и комплектующим за короткий период времени весьма сложно. Поэтому здесь мы теряем. Возможно, технологии будут приобретаться в обход через третьи страны. Также мы можем наладить их производство у себя, но при этом они могут быть не такого качества и стоить будут дороже. Тем не менее, это некий вызов для того, чтобы развивать хотя бы минимально необходимые технологии двойного назначения, в том числе для машиностроения, для оборонной промышленности. Полагаю, ресурсы будут вкладываться. Что касается других отраслей, то там возможны переключения на поставщиков из азиатских стран, которые также предлагают определенные технологии. Здесь мы страдаем сильнее. Но будем надеяться, что мы преодолеем этот этап", - подытожил Пискулов.