Почему Крым остался без министерства?
Читать на сайте Вестник КавказаВ России ликвидировано министерство по делам Крыма. Соответствующий указ подписал сегодня президент страны Владимир Путин. "Владимир Путин подписал Указ "Об упразднении Министерства Российской Федерации по делам Крыма и Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя", - сказано на сайте главы государства.
Ранее об этом сообщил глава российского правительства Дмитрий Медведев в ходе встречи с президентом Владимиром Путиным, предложив передать дальнейшие вопросы по интеграции Крыма в Российскую Федерацию в ведение Минэкономразвития. При этом Медведев предложил сохранить министерства по развитию Дальнего Востока и по делам Северного Кавказа. "Было бы правильно сохранить существующую систему управления, когда существуют министерство и курирующий вице-премьер", - сообщил премьер, комментируя дальнейшую судьбу министерства по развитию Дальнего Востока. "Поэтому и министерство по делам Кавказа, по всей вероятности, могло бы свою работу продолжить", - пояснил Медведев.
Глава российского правительства также предложил сформировать правительственную комиссию по делам Крыма и Севастополя, пост секретаря которой мог бы занять министр по делам Крыма Олег Савельев. "Чтобы обеспечить федеральную прямую координацию я в этом случае предложил бы создать правительственную комиссию по делам Крыма и Севастополя… а государственную комиссию соответственно реорганизовать", - рассказал премьер, внеся предложение включить в состав правительств Крыма и Севастополя некоторых федеральных замминистров.
Как пояснил корреспонденту "Вестника Кавказа" член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, журналист Максим Шевченко, столь небольшой срок существования Минкрыма скорее всего связан с тем, что у него было какое-то оперативное назначение, приуроченное ко времени перехода Крыма из-под юрисдикции Украины в Россию. "Наверное, оно исполнило это свое назначение, и перестало быть нужным", - предположил эксперт.
Что касается вопроса, может ли Минкавказ повторить судьбу Минкрыма, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям заверил, что это совершенно разные вещи. "Минкавказ не работает с территорией, которая находится в экстренном, оперативном режиме, не является, фактически островом или осажденной крепостью. И, как я понимаю, задача Минкавказа - это аккумулирование и правильное распределение бюджетных средств между регионами", - пояснил Максим Шевченко.
"Мне кажется, что причиной такого короткого существования Минкрыма можно считать, прежде всего, конфликт чиновников с крымской элитой, который проявился в заявлениях Сергея Аксенова о том, что ряд федеральных чиновников как бы несколько искусственно создают такие коррупционные дела", - заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" член Общественной палаты Российской Федерации, политолог Сергей Марков.
"Мы не знаем, кто прав в этой ситуации, но мы точно знаем, что есть политическое решение о том, что Крымом должны управлять крымчане, которое было принято в момент присоединения Крыма и т.д. И мне кажется, что реализация этого политического принципа и реализуется, и упраздняется Министерство по делам Крыма. Вторая причина заключается в том, что Минкрыма выполнило львиную долю, 90% своей работы. Вот когда был переходный период и была трансформация, необходимо было трансформировать Крым в общероссийское пространство. И третья причина заключается в том, что все-таки есть некоторые дублирования органов власти. Северный Кавказ - это все-таки совокупность, почти десяток регионов. И то же самое - Дальний Восток. А Крым - это всего два региона. Поэтому дублирование здесь было значительно больше, нежели в Северо-Кавказском регионе. Вот это те вещи, которые отличают эти два формата. А еще надо добавить, Минкавказа - оно все-таки работает много лет, оно смогло устояться. А Минкрыма было создано в ситуации цейтнота, и оно в этом смысле с самого начала обладало более временным характером", - пояснил эксперт.
На вопрос, не повторит ли Минкавказа судьбу Минкрыма, политолог отметил, что может и повторить, потому что есть функциональное перекрещивание такого регионального министерства: "С одной стороны с функциональными министерствами, а с другой стороны - с местными органами власти. Такой вариант тоже есть. Вы знаете, есть эпизодическая сфера деятельности у такого регионального министерства, но в тоже время есть и перекрещивание. Поэтому это всегда противоречиво. Проекция будет всегда пытаться найти какие-то такие подходящие варианты", - заключил Сергей Марков.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин предположил, что столь короткое существование Минкрыма связано с очень серьезной аппаратной конкуренцией прежде всего на федеральном уровне. "Есть вице-премьер, который курирует Крым, есть полпредство, где полпред выходит персонально на Шойгу. Это не формально, но и официально выходит персонально на президента. И есть это как бы такие федеральные игроки. Есть игроки региональные. Есть Аксенов, на которого сделана большая политическая ставка в прошлом году, и от которого отказываться не собираются. Есть ситуация в Севастополе, где серьезные противоречия между губернатором и председателем законодательного собрания - такая необычная ситуация для современных российских реалий. Ну и было, собственно говоря, Министерство по делам Крыма. И здесь вопрос в том, кто самый влиятельный. Потому что все они конкурируют в борьбе за финансовые потоки, за управления проектами, за кадровые решения. И как я понимаю, министерство оказалось слабым", - рассказал Алексей Макаркин.
"Вообще достаточно слабое правительство, которое, видимо, не смогло отстоять министерство: оно создается в 2014 году, и его ликвидация в 2015-м никак не может быть связана с какими-то заранее прогнозируемыми событиями. Министерство - это не рабочая группа, оно создается на ответственную перспективу. К тому же есть еще два региональных министерства, по делам Кавказа и Дальнего Востока, и они функционируют. Вот здесь из-за серьезной внутренней конкуренции на федеральном уровне судьба этого министерства оказалась плачевной. Причем, я думаю, что это именно федеральная конкуренция, потому что регионалы достаточно слабы, несмотря на то, что опять-таки там и ставка на Аксенова, и все прочее, но они все-таки слабы для того, чтобы сокрушить федеральное министерство. Поэтому для регионалов особого оптимизма нет, потому что сейчас в Крым будут направлены, как уже сказал Медведев, федеральные чиновники на должности регионального уровня для укрепления руководства, потому что там и коррупционные скандалы, там вопросы о степени компетентности тех или иных крымских фигур. Поэтому, я думаю, что судьба министерства - это именно проблема федеральной конкуренции", - пояснил эксперт.
На вопрос, не повторит ли Минкавказа судьбу Крыма, первый вице-президент Центра политических технологий ответил, что такой вариант развития событий маловероятен: "Я думаю, что в Минкрыма все-таки немножко другая ситуация. В Крыму уровень конкуренции, именно федеральной, по управлению этим новоприсоединенным полуостровом выше, к тому же - с двумя очень не простыми субъектами федерации. Поэтому, что касается, кстати, и Кавказа, и Дальнего Востока - там есть проблемы, но уровень федеральной конкуренции существенно ниже", - уверен политолог.
Что касается вопроса, насколько вообще Минкрыма справилось с возложенными на него обязанностями, эксперт предложил переадресовать его экономистам: "Но с учетом того, что Савельев остался во властной иерархии и будет иметь отношение к дальнейшему управлению Крымом, хотя уже немного в другом качестве… Наверно, если бы его обвиняли в чем-то плохом, он вряд ли бы остался в федеральном ведомстве. Ну и еще момент, ведь в общем министерство должно заниматься экономикой, а в Крыму экономикой заниматься сложно по как минимум двум причинам. Первая из них - это внутренняя ситуация. Может она даже вторая: еще со времен Украины там и коррупция, и криминал, и вопрос о степени компетентности тех людей, с которыми приходилось работать. Ну а первая причина - это санкции. То есть крупные инвесторы, которые при других условиях, может быть, и хотели бы прийти в Крым, но сейчас это для них невозможно - это запредельные риски. Потому что все они, в той или иной степени, работают либо на Западе, либо с западными финансовыми институтами. Поэтому здесь никто не хочет сам подставляться под санкции", - предположил Алексей Макаркин.
"Есть, конечно, еще наверно третья причина, связанная с тем, а что такое Крым вообще, каков смысл его сейчас для России. То есть либо сейчас это форпост, мы сейчас разместим там современное вооружение - одна проблема, одно видение настоящего и будущего Крыма. И есть второе видение, что нам надо максимально развивать экономику, все-таки искать инвесторов - тех, которые рискнут прийти. Но вот эти подходы – их, наверно, возможно совместить, но особенно в современных российских санкционных условиях, условиях противостояния с Западом, совместить их, наверно, не так уж и легко. Поэтому я бы к Министерству больших претензий не выдвигал", - заключил эксперт.