Иранское ядерное досье закрыто на 10 лет
Читать на сайте Вестник КавказаДостигнутое сегодня всеобъемлющее соглашение с Ираном начнет действовать через 90 дней с момента его одобрения Советом безопасности ООН, следует из проекта документа. Оно предполагает отмену санкций Евросоюза, касающихся банковских операций, страхования и платежной системы SWIFT. Также ЕС сможет беспрепятственно импортировать иранские "нефть, газ, бензин и продукты нефтехимии". Параллельно разрешается экспорт в ИРИ "оборудования для добычи углеводородов". При этом Иран также начинает реализовывать все согласованные с международными посредниками меры, верификацию процесса осуществляет МАГАТЭ. Иранские грузовые самолеты смогут попадать в европейские аэропорты.
"Евросоюз прекратит действие всех положений, предусматривающих ограничительные меры в отношении Ирана, включая все экономические и финансовые санкции, связанные с ядерной программой (Исламской республики). Одновременно Иран обязуется приступить к выполнению всех согласованных мер в отношении своей ядерной программы, при верификации процесса со стороны МАГАТЭ", - сказано в проекте документа.
Новая резолюция по иранскому атому будет представлена в Совбез ООН тотчас же по окончании переговоров. Она будет действовать в течение 10 лет.
"Соглашение вступает в силу в течение 90 дней с момента утверждения совместного комплексного плана действий (JCPOA) Совбезом ООН или ранее, при условии, что дата определена совместно участниками JCPOA, и с этого момента план и обязательства сторон по нему вступают в силу... Днем вступления в силу резолюции Совбеза ООН считается дата, когда резолюция СБ, одобряющая совместный комплексный план действий (JCPOA) согласно его сроку, насчитывающему 10 лет, вступает в силу", - цитирует проект документа РИА Новости.
Кроме того, соглашение может начать действовать и раньше установленного срока, если стороны согласятся на это.
Власти Ирана также берут на себя обязательство не изготавливать плутоний на объекте в Араке. Вывозом отработанного топлива будут заниматься международные посредники. На базе завода по обогащению урана "Фордо" будет создан технологический центр, центрифуги которого будут применяться для изготовления изотопов. Также Иран не будет строить новые реакторы на тяжелой воде на протяжении 15 лет, а излишки тяжелой воды пойдут на продажу.
"Иран реконфигурирует и перестроит модернизированный реактор в Араке на тяжелой воде, основываясь на согласованных параметрах. Использоваться будет только уран, обогащенный до 3,67%. Реконфигурацию Арака будет осуществлять международный консорциум, который согласует финальную конфигурацию (реактора)... Реконструированный реактор не будет производить оружейный плутоний… Все отработанное топливо, произведенное на объекте, будет вывезено из Ирана", - сказано в проекте соглашения.
МАГАТЭ сможет в течение 25 лет следить за тем, чтобы весь урановый концентрат, изготовленный в Иране или привезенный из других источников, отправлялся на завод по переработке урана в Исфахане. Руководство Ирана, в свою очередь, будет снабжать организацию всей требующейся информацией.
"Иран разрешит МАГАТЭ в течение 25 лет наблюдать за тем, (…) что весь концентрат урановой руды, произведенный в Иране или полученный из любого другого источника, доставлен на завод по переработке урана в Исфахане или на любой другой будущий завод по переработке урана, который Иран может решить построить... в течение этого периода", - сообщается в документе.
В дальнейшем стороны будут встречаться на уровне министров иностранных дел не реже раза в два года для мониторинга прогресса по выполнению пунктов договоренности.
"Иран и "шестерка" будут встречаться на министерском уровне каждые два года или чаще - если потребуется - с целью контроля и оценки прогресса (выполнения соглашения) и принятия соответствующих решений посредством консенсуса", - уточняется в проекте соглашения.
Если санкции против Ирана снова вступят в силу, то ИРИ перестанет соблюдать условия соглашения, отмечается в документе.
Как подчеркнул старший научный сотрудник, эксперт по проблемам Ирана ИВ РАН Владимир Сажин, столь долгий переговорный период, с неоднократным переносом сроков выхода на финальное соглашение, объясняется сложностью иранской ядерной проблемы "и в политическом, и в психологическом плане". "Такова особенность иранского характера, не самого легкого для ведения переговоров. Прошло 12 лет с того момента, как иранская ядерная проблема появилась в списке самых острых международных тем, и лишь сейчас удалось прийти к какому-то общему знаменателю. Я уже много раз говорил и писал, что ничего страшного не было в том, что сначала откладывалось, если не ошибаюсь, трижды подписание предварительного рамочного соглашения, а затем и окончательного. Это не главное - главное то, что, начиная с Женевских соглашений от 24 ноября 2013 года, переговорный процесс шел активно и плодотворно", - отметил эксперт.
По его словам, все это время важно было то, что стороны, несмотря на трудности в поиске компромисса, неуклонно двигались к сегодняшнему дню. "Были моменты, когда переговорщики делали, что называется, шаг вперед - два шага назад. Но общее стремление закрыть иранское ядерное досье и прийти к итоговому документу все же победило. Думаю, это даже хорошо, что стороны в конце концов отказались от жестких временных рамок на переговорах: благодаря их упорной работе сегодня перед нами всеобъемлющий документ, не требующий дополнений и уточнений", - сказал Сажин.
Значение достигнутого консенсуса он оценил как большую победу всего мирового сообщества. "С Ирана снимут санкции, рано или поздно, и он вернется в мировую экономику, что изменит и экономическую ситуацию в Иране и повысит его политический статус. Но здесь очень важен другой момент: мы получили пример того, как можно решать сложные проблемы, связанные с ядерными технологиями, в различных странах. Не секрет, что в мире есть несколько пороговых стран, которые могут идти тем же путем, который прошел Иран за эти долгие годы. Опыт работы с Ираном может экстраполироваться на работу с другими странами, которые хотели бы развивать мирные ядерные технологии без ущерба для режима нераспространения ядерного оружия. И переговоры, и финальный документ по этой причине крайне важны. В итоге, как для Ирана, так и для "шестерки переговорщиков" и всего мира, это знаменательное событие", - заключил Владимир Сажин.