Туркменистан прокладывает путь в Европу через грузинские морские пути
Читать на сайте Вестник КавказаОтношения Туркменистана и Грузии в вопросах экономики и логистики перешли на новый этап. По словам советника президента Грузии по вопросам экономики Георгия Абашишвили, Тбилиси может предложить Ашхабаду использовать грузинские порты для транзита грузов в Европу и другие точки мира. Туркменистан, в свою очередь, не только получает возможность прямого выхода через Каспий и Черное море в Европу, но и становится проводником интересов Афганистана и Китая, которые готовы инвестировать в различные транспортные проекты в Каспийском регионе.
«Одним из важных вопросов является транспортное направление, речь идет об инициативе афганской стороны, и формировании совершенно нового транспортного коридора из Афганистана через Туркменистан, Азербайджан, и Грузию в Европу. Перевозка подобных грузов создаст важнейшие политические гарантии в стране», – заявил Абашишвили.
О том, что Афганистан ищет выход через Каспий в Европу «Вестник Кавказа» сообщал еще 22 января. Президент Афганистана Ашраф Гани рассчитывает, что выход на берега Каспия, поможет ему вывести страну из кризиса. Как сказал «Вестнику Кавказа» директор Центра изучения Афганистана Омар Нессар, «Ашраф Гани еще с 1990-х годов является одним из авторов и вдохновителей транспортных проектов Восточной и Южной Азии, и будучи еще чиновником Всемирного банка проявлял неподдельный интерес к этому направлению. Так что реализация проекта выхода на Каспий для него является еще и чем-то вроде дела чести».
Для этой цели строится железная дорога «Афганистан-Туркменистан-Таджикистан». Первая ее часть - афганско-туркменская - уже завершена. Таджикистан присоединится к проекту к концу года. Но это для Кабула и Ашхабада не столь важно. Поскольку первую часть маршрута уже можно использовать. Выход на Азербайджан будет обеспечиваться морским путем через Каспий. Недавно туркменский флот пополнился новыми паромами, предназначенными для перевозки пассажиров, грузовых автомобилей и другого крупногабаритного груза. Далее планируется использовать транспортный коридор Баку-Тбилиси-Карс и грузинские морские порты.
Стоит вспомнить и о другом важном железнодорожном проекте, запущенном в конце прошлого года – Казахстан – Туркменистан – Иран. Эти железнодорожные артерии соединят несколько важных регионов и рынков.
Как заявил «Вестнику Кавказа» ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН Шохрат Кадыров, для Туркменистана Грузия никогда не играла роль ключевого партнера в его внешней и, в частности, внешнеэкономической политике. «Прежние долги Грузии за туркменский газ, с одной стороны, и грузинский зеленый чай (национальный напиток туркменов), ремонт туркменских военных самолетов на тбилисском авиационном заводе в счет упомянутого долга – вот, пожалуй, и весь спектр отношений. Отсюда столь запоздалый, первый после прихода к власти туркменского президента визит (8 лет спустя) в Грузию. Но каковы результаты: из малозначащего далекого соседа, Грузия объявлена стратегическим партнером Туркменистана», – сказал Кадыров.
Георгий Абашишвили, сообщил, что, кроме транспортных проектов, Ашхабад и Тбилиси обсудили вопрос продвижения туркменского газа в Евросоюз. По его словам, Грузия активно включится в последующую реализацию данного проекта, что с одной стороны принесет пользу Грузии в контексте транспортировки природного газа, и с точки зрения обеспечения энергоресурсов Евросоюза. «У Грузии есть несколько предложений. В частности, так называемый проект «Агри», который предусматривает перевозку туркменского газа в сторону Румынии, Венгрии, и Западной Европы», – сказал советник грузинского президента. По его словам, достигнута договоренность на высшем политическом уровне, чтобы Грузия рассматривалась главным партнером для Туркменистана с точки зрения перемещения энергоресурсов в направлении Европы, а также транспортно-логистического сотрудничества.
«Действительно, в рамках пресловутого проекта Nabucco-West появляется важный геополитический аспект сотрудничества, ибо будущий газ из Туркменистана пройдет и по территории Грузии. Однако полагать, что визит в Грузию назрел в связи с решением вопросам поставок туркменского газа на Кавказ через Каспий, было большой натяжкой. Грузия согласна. С ней нет проблем. И в то же время, от Грузии тут мало что зависит. Посему и остается предполагать цель визита туркменского президента в Тбилиси в другом. Уже само геополитическое сотрудничество с такой группой стран (проамериканской Грузии, члена НАТО Турции и прозападного Азербайджана) в рамках Nabucco-West, хотя бы на словах и обещаниях, продолжает делать фигуру Бердымухамедова заметной и многообещающей для США и Европы», - считает Шохрат Кадыров.
По словам эксперта, «помимо Nabucco-West речь шла и о транспортном коридоре Афганистан-Грузия. И понятно, что обе страны не так богаты, чтобы быть озабоченными мега-транзитными проектами с точки зрения их экономических выгод. Поэтому, как и в случае с Nabucco-West, речь идет скорее о геополитическом проекте консолидации стран по периметру юга России и минуя таковую. В том случае, если Туркменистан перестроит свою газовую отрасль под производство сжиженного газа такая магистраль (и черноморские порты Грузии) могла бы иметь грандиозную перспективу».