Грузинские граждане гибнут за "Исламское государство"
Читать на сайте Вестник КавказаПечальная весть вновь пришла из Сирии в Панкиси – небольшое ущелье на границе Грузии и Чечни. На этот раз "похоронку" получила семья Борчашвили, живущая в селе Дзибахеви. В ходе боевых действий в Сирии погиб 23-летний Турпал Борчашвили. Полгода назад он уехал из родного ущелья, где живет около 3 тыс. чеченцев–кистинцев, принявших грузинские фамилии в прошлом веке. Согласно документам МВД, Турпал вылетел из Тбилиси в Стамбул якобы для поиска работы в Турции. Но вскоре перебрался в Сирию, вступив в ряды "Исламского государства". Нет сомнений, что он вынашивал эту цель с самого начала, как и сотни других чеченцев-кистинцев, воюющих в армии религиозных фанатиков.
По предварительным данным, Турпал погиб в ходе боев в городе Кобани у турецко-сирийской границы. В том бою принимали участие десятки других выходцев из Панкиси - они стараются вместе и воюют в одних и тех же формированиях. Самым знаменитым из всех чеченцев-кистинцев, влившихся в армию под черным флагом считается уроженец Панкиси Умар Аш Шишани (Тархан Батирашвили), внесенный в список опасных террористов госдепа США.
"Панкисские формирования" атаковали в Кобани курдские части. Но против них была применена авиация. Причем пока неясно, это были сирийские или турецкие бомбардировщики. Тем не менее, по данным СМИ, город частично перешел под контроль "ИГ". Впрочем, этот стратегически важный населенный пункт уже несколько раз переходил из рук в руки в ходе гражданской войны в Сирии.
Турпал Борчашвили стал четырнадцатым панкисцем, погибшим на этой войне. Всего несколько недель назад в селе Цинубани оплакивали 33-летнего Ибрагима Цатиашвили, у которого осталась жена и трое малолетних детей. Он слыл семейным человеком, не мыслившим жизнь без жены и детей. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что несмотря на заявления кавказоведов об отсутствии у экстремистов меркантильных интересов, некоторые из них воюют не только за идею, но и за деньги, которых у "ИГ" достаточно много после захвата нефтяных скважин и некоторых крупных городов с их хранилищами.
Если бы пули не настигали "добровольцев", никто никогда бы не узнал о том, что они отправились воевать за "новый Халифат" - повоевав и получив за это немалое вознаграждение, они могли вернуться в ущелье после нескольких месяцев "работ в Турции". Это не значит, что среди отправившихся в Сирию и Ирак нет фанатиков, действительно готовых сложить голову за идею.
В Сирии недавно погиб сын небезызвестного чеченского полевого командира, участника первой и второй чеченских войн Руслана Гелаева – Рустам. И только тогда стало известно, что все эти годы (после ликвидации Руслана Гелаева в начале 2000-х) Рустам жил в Панкисском ущелье.
Недавно МВД Грузии провело в Панкиси спецоперацию по аресту вербовщиков "ИГ". Несколько человек задержаны, им предъявлено обвинение в пособничестве терроризму, но они категорически отрицают свою вину. Эксперты считают, что подобными "спецоперациями" проблему не решить. Остановить выезд потенциальных боевиков в "ИГ" теоретически можно лишь полностью запретив жителям ущелья покидать Грузию, но это было бы грубейшим нарушением прав человека, причем по этническому признаку. Поэтому официальный Тбилиси лишь проводит чисто символические акции в Панкиси и робко выражает надежду на "более эффективное сотрудничество в этом вопросе с правоохранительными органами Турции".