Магический треугольник для России: Анкара-Баку-Ереван

Читать на сайте Вестник Кавказа
Интервью с главным редактором "Вести Кавказа" Алексеем Власовым.

- Как бы вы могли охарактеризовать современные тенденции развития отношений в треугольнике Россия-Турция-Азербайджан?

- Я думаю, что этот вопрос нельзя рассматривать изолированно от более общего вопроса о стратегии безопасности и сотрудничества на Южном Кавказе, в который включаются не только Россия, Турция и Азербайджан, но и друге государства этого важнейшего геостратегического региона. Также я не стал бы исключать из этой схемы и Иран, который оказывает влияние и на ситуацию вокруг Каспия и в целом на проблемы безопасности на Южной Кавказе.
Если говорить треугольнике Москва-Анкара-Баку, то развитие ситуации идет таким образом, что в ближайшее время можно будет говорить или о серьезном прорыве по целому спектру вопросов, касающихся безопасности региона или же, напротив, ситуация может окончательно зайти в тупик, в том случае если Анкаре не удастся найти эффективный баланс интересов между позициями Баку и Еревана.
Речь идет не только об открытии армяно-турецкой границы, но и о том в каком более глобальном контексте будут развиваться отношения между Турцией и Азербайджаном, будут ли они носить по-прежнему союзнический характер или же это будут отношения, зависящие во многом от развития диалога между Арменией и Турцией.
Постепенно возникающая зависимость у Азербайджана в отношении турецкой позиции, как мне кажется, серьезно беспокоит Ильхама Алиева и его окружение.
Что же касается России, то я вижу, что наступает эпоха ренессанса в отношениях между Россией и Азербайджаном. Новые реалии, которые нужно только приветствовать. Но и тут возникает проблема приоритетов - энергетика и вопросы торгово-экономического взаимодействия - это только часть двухсторонних отношений, рано или поздно все-равно выйдет на повестку вопрос о совместных усилиях Москвы и Баку в выработке принипов урегулирования вопроса по Нагорному Карабаху.

- Но если все-таки предположить, что вопрос об открытии границ между Турцией и Арменией будет решен в положительную сторону - что дальше?

- Мы до сих пор не знаем точно, что именно включено в дорожную карту, о которой много говорят и в Анкаре и в Ереване. Судя по всему министерство иностранных дел Турции организовало утечку информации в некоторые национальные СМИ, после чего были опубликовано 5 пунктов, якобы содержащиеся в этой дорожной карте, в частности признание Арменией Карского договора 1921 г., обсуждение на уровне историков двух стран проблем, связанных с геноцидом.
В разных версиях встречаются публикации текста дорожной карты, но так или иначе в них отсутствует комплекс вопросов, касающихся Нагорного Карабаха. С другой стороны, во время недавнего видео-моста между Москвой и Ереваном, на котором большинство представителей армянской стороны, люди, обладающие серьезным политическим и общественным весом, говорили о том, что в Армении не воспримут ситуацию, при которой вопросы связанные с открытием границ будут решаться пакетно.
Поэтому я бы не спешил с выводами о том, насколько удалось Еревану и Анкаре продвинуться в этом вопросе. Потому что здесь неизбежно встанет проблема, в какой мере общественное мнение обеих стран примет те условия, на которых договор будет подписан. Я думаю, что этот вопрос нуждается в более серьезном изучении, пержде чем приходить экспертам к какому-то ясному и четкому мнению.

- Какие новые возможности открываются в отношениях между Россией и Азербайджаном в контексте, который вы уже упомянули, процесса сближений позиций между двумя странами по целому ряду вопросов?

- Фундамент очевиден: позитивное восприятие друг друга, в целом и на уровне высшей политической элиты, по карйней мере, в отношениях между Путиным и Алиевым, в отношениях между Медведевым и Алиевым. Не вижу ни одной проблемы, которая не могла бы быть решена путем переговоров, на основе компромиса.
Но видимо, в Баку от России ожидают более последовательной позиции по вопросу о Нагорном Карабахе. Перспективы сближения, как мне кажется очень высоки. Но здесь России для того, что бы расширить пространство диалога, следует предлагать помимо вопросов, связанных с безопасностью, серьезные проекты, направленные на модернизацию: иновационный прорыв, развитие технологий XXI века, которые можно было бы осуществить России и Азербайджану на уровне совместных решений. Будет ли это космическая программа, будет ли это развитие нанотехнологий, либо какие-то другие проекты, но если это будет общий проект, который Азербайджан не смог бы провести сейчас на нынешнем уровне развития отношений, развития технологий с любой другой страной, будь то США или ЕС. Я думаю, что этот прорывный проект стал бы тем самым консолидирующим звеном, который бы обеспечил более крепкий стержень двусторонних отношений. Потому что в наше переменчивое время трудно делать прогнозы на какие-то отдаленные перспективы, ибо вчерашние парнеры-друзья могут превратиться в конкурентов в любой момент. И чтобы это не произошло, Россия как наиболее сильная и значимая страна на постсоветском пространстве должна проявлять инициативу. И эта инициатива, я еще раз подчеркну, должна быть связана с движением в XXI век, а не с взглядом назад, потому что накопилось множетсво проблем, которые до сих пор не решены, но по мере их решения мы все-таки должны смотреть в будущее.