Обзор грузинских СМИ за 19-24 июня
Читать на сайте Вестник КавказаГлавной темой публикаций в грузинских СМИ по-прежнему остается разрушительное наводнение, произошедшее в Тбилиси в ночь на 14 июня.
Одним из наиболее обсуждаемых в связи с этим вопросов является оценка эффективности действия властей во время стихийного бедствия. На этот счет высказываются диаметрально противоположные мнения.
"Мы еще раз столкнулись с безответственностью прежних, нынешних и всех других властей. Я жил перед университетом, на Варазисхеви, я там родился и вырос. На моей памяти это четвертый случай, и все катастрофы произошли под одному сценарию: где-то накапливается вода, потом она пробивает тоннели и сносит все. Я не знаю, почему при строительстве этих мостов и дороги не учли эту историю? Я видел 50 городов мира, подобное случается повсеместно. Две недели назад это произошло в Калифорнии. В южных штатах наводнения случаются почти каждый год, но жертв там почти не бывает - везде вопросы изучает независимая комиссия, которая устанавливает, можно ли было сократить количество жертв. Сегодня мы смело можем сказать, что город встретил катастрофу неподготовленным", - цитирует политолога Сосо Цинцадзе "Алия".
"Все что-то делают и не изучают главное - почему обваливаются горы и случается оползень? Вырубались и продолжают вырубаться леса. Когда Гога Хачидзе был министром охраны окружающей среды, я встретился с ним в Батуми и сказал ему, что в Базалети уничтожаются дубовые леса. Он пообещал, что, как только приедет в Тбилиси, сразу отправит генинспекцию. Как вы никого не послали, так не послал и он... Сейчас мы везде видим дилетантизм. Когда мэр Тбилиси говорит, что тогда эта дорога была не нужна, а теперь нужна, я начинаю сомневаться в его нормальности. Между прочим, оправдался прогноз Бидзины Иванишвили: недавно он сказал, что мэр Тбилиси инертен. Сколько бы они ни говорили, очевидно одно - Нармания не смог действовать оперативно. Возможно, он хороший человек, но на такой взрывоопасной должности нужно совсем другое. Нармания не сможет справиться со столькими скрытыми проблемами - в этом виноват не он, а Бидзина Иванишвили. Мы имеем дело с неправильной селекцией", - уверен Цинцадзе.
Иной точки зрения придерживается Иосиф Цискаришвили. "Непонятные обвинения со стороны "Национального движения" я никоим образом не разделяю. Власти работали на пределе возможностей. 90% действий правительства были направлены на результат, а не на пиар-кампанию. Они работали в 24-часовом режиме, за что заслуживают благодарности не только от пострадавших, но и от всего общества. Между прочим, я еще не видел пострадавших, в том числе потерявших близких людей, которые бы выражали недовольство действиями властей. Если бы не такие организованные действия руководства, результаты могли быть более плачевными. Можно сказать, что какая-то информация не распространилась вовремя, кто-то допустил оплошность, нарушилась координация между какими-то структурами, но это не было масштабной ошибкой. Я уверен, что никакие другие власти не смогли бы действовать лучше. Единственное, о чем можно говорить, - ситуацию в Верийском ущелье нужно было изучить еще два года назад, потому что на эту тему высказывалось множество подозрений", - приводит его мнение "Квирис палитра".
Не менее активно обсуждается состояние объектов инфраструктуры в районах бедствия, ведь, по мнению многих специалистов, во многом именно ошибками, допущенными при их строительстве, обусловлен такой масштаб разрушений.
"Сель 13 июня полностью затопил недавно построенную ваке-сабурталинскую дорогу. По новой магистрали в тот момент двигалось много автомобилей. Граждане даже представить не могли, что эта дорога окажется для них судьбоносной. На следующий день после стихии прокуратура Тбилиси начала следствие по факту возможного нарушения правил безопасности при ведении строительных работ, которое привело к смерти людей и другим тяжелым последствиям", - пишет "Квирис палитра".
"Следствие установит, была ли изучена территория до начала строительных работ в Верийском ущелье, были ли учтены возможные риски и соблюдены нормы безопасности. Прокуратура затребовала из службы благоустройства мэрии Тбилиси документацию, связанную с новой ваке-сабурталинской дорогой. Интересно, что в документации не оказалось геологического заключения - оно фигурирует в перечне документов, но в архиве службы благоустройства его нет! Возможно, заключение находится у компании, выполнявшей проект, или вообще не существует", - отмечает издание.
"Идея строительства 3-километровой дороги в Верийском ущелье родилась еще в СССР. "Горпроект" создал несколько рабочих проектов, но дальше идеи это дело не пошло. Связать улицу Тамарашвили и площадь Героев захотели и прежние власти. Главной целью Михаила Саакашвили была разгрузка города от пробок, но для такого масштабного строительства Верийское ущелье нуждалось в детальном геологическом исследовании. Тогдашние власти приняли глупое решение - построили дорогу максимально быстро и дешево. 8 мая 2009 года мэрия Тбилиси объявила тендер на проект скоростной магистрали, в котором участвовали три компании: "Агентство развития территорий - Тбилгородпроект", "Транспроект" и "Груздорожнаука". Победила в тендере последняя, потому что ее проект был самым быстрым и дешевым. Строительство бывшие власти поручили учрежденной в 2005 году компании "Кавказус роуд проджект", которой руководил назначенный Михаилом Саакашвили госминистр трудоустройства Паата Трапаидзе…", - напоминает газета.
Не стали исключением и другие объекты. "Здания-убийцы - такую характеристику дают специалисты последним инфраструктурным проектам, которые по разным причинам угрожают людям - они или неверно построены, или расположены в неправильном месте, или исчерпали срок эксплуатации. Таких строений в Грузии очень много. Раз инфраструктурные здания несут угрозу из-за нескольких факторов, поэтому специалисты анализируют и учитывают все факторы", - пишет "Резонанси".
"Наскоро построенные здания - вот категория, за которую чаще всего критиковали прежнее руководство страны, так как, по словам специалистов, наспех созданные строения объединяют в себе несколько проблем. Кроме того, что при осуществлении таких проектов теряется значительная сумма, они опасны для людей, потому что в спешке никто не проводит анализ окружающей среды, можно ли осуществлять в конкретном месте конкретный проект. При воплощении таких проектов далеко не все соблюдают стандарты. Например, мост Ганмухури - массивная деревянная конструкция, которую построили ради одного дня, потому что тогдашний президент хотел открыть этот мост во время морского сезона, а построить в эти сроки полноценный мост не получалось. В августе 2011 года президент торжественно открыл этот мост. Через несколько дней после открытия ветер развалил его, и на этом месте построили новый мост из более прочных конструкций", - сообщает газета.
"Испанская архитектурная компания CMD Ingenieros получила 16,5 млн евро на проектировку курортной инфраструктуры в Анаклии. А возведение железной конструкции обошлось намного дороже. Затем власти и компания оправдывались тем, что этот деревянный мост был необходим для строительства железного моста, так как рабочим нужно было где-то стоять. Наспех построенным считается и Тбилисский аэропорт, с которого за семь лет уже пять раз ветер срывал крышу. Крыша не выдерживала дождь, и в залах ожидания часто можно было увидеть ведра. Из-за этого люди даже прозвали аэропорт "кабриолетом". Для справки, по официальной информации, реконструкция аэропорта обошлась в $90,5 млн. Стихия повредила и крышу батумского центра искусства и музыки. Через два дня после открытия во время концерта в зале "пошел дождь", - напоминает автор статьи.
Не меньше волнует журналистов и оценка ущерба от стихийного бедствия. "Тбилисское наводнение поставило экономику Грузии перед еще одним вызовом. Именно из-за стихии специалисты предполагают дополнительное сокращение ВВП еще на 1%. Этот процесс будет зависеть от проектов правительства и размера иностранной помощи, которой пока не видно", - сообщает "Резонанси".
"По официальным данным, в первом квартале рост ВВП по сравнению с прошлогодним периодом составил 3,2%. Весь показатель роста экономики в 2015 году будет в рамках 2%. После масштабной стихии специалисты предполагают еще большее сокращение экономики. Причиной называется то, что государству придется остановить новые проекты и выделить непредусмотренные средства на те, которые уже финансировались", - отмечает газета.
Однако даже на этом фоне местная пресса не забывает и о других сюжетах, в том числе таких экзотических, как положение грузин, работающих в переживающей тяжелый экономический кризис Греции. "На фоне кризиса в Греции тяжелее стало жить и грузинам, которые там работают. Из-за остановки строительств, работу потеряли мужчины. Большинство их уехало в другие европейские страны, а часть вернулась на родину. Что касается женщин, которые работают сиделками и нянями в Греции, их зарплаты сократились на 100-200 евро", - пишет "Резонанси".
"Как говорят грузинские эмигранты, из-за экономического кризиса в Греции местное население напугано. Греки - очень осторожный народ. Прежде чем ситуация осложнилась, они начали заботиться о своих сбережениях", - говорится в вышедшей там статье.
"Тех пожилых людей, с кем работали грузины, греки забрали к себе домой, чтобы жить на их пенсию. Ситуация очень тяжелая, я не знаю, что с нами будет. Лично я раньше получала 700-800 евро, а сейчас всего 500 евро. Работу за 700 евро не найдешь даже днем с огнем. На фоне этого кризиса многие молодые греки уехали из страны. Грецию покинули и те грузины, у которых были в порядке документы", - приводятся слова живущей в Салониках Теи Бебиашвили.