Чем российский бизнес владеет в Грузии?

Читать на сайте Вестник Кавказа

На фоне всё ещё существующих между двумя странами серьезных политических проблем вызывает удивление масштаб российских инвестиций, пришедших в Грузию за последние 15 лет. Причём, все грузинские власти, включая администрацию Михаила Саакашвили, принимали эти деньги с радостью, подтверждая тем самым, что политическая риторика, направленная на внутреннюю аудиторию – это одно, но когда речь заходит о деньгах, создающих рабочие места и решающих конкретные проблемы, власти становятся весьма прагматичными.

Основная сфера приложения российского капитала (причём со значительной государственной долей) – это энергетика. Российская компания ИНТЕР РАО ЕЭС владеет 75% тбилисской электрораспределительной сети «Теласи», а также Гардабанской теплоэлектростанцией, вырабатывающей зимой 80% необходимой стране электроэнергии, гидроэлектростанциями «Храми-1» и «Храми-2».

Кроме того, правительство Михаила Саакашвили передала в управление ИНТЕР РАО ЕЭС самую большую на Кавказе Ингурскую гидроэлектростанцию. Реально управлять ею российская компания не может, как это ни странно, из-за противодействия абхазских, а не грузинских властей.

По данным неправительственной организации IDFI (Институт развития свободной информации), 50 миллионов долларов, вырученных после продажи двух станций «Храми», прежние власти истратили на постройку нового здания парламента в Кутаиси. То есть на осуществление важнейшего государственного проекта.

Российской компании «Энергия» принадлежит «Дариал – ГЭС», «Ларси-ГЭС» и «Шилда – ГЭС». Не говоря уже о том, что России принадлежит 50% акций в компании «ГрузРосЭнерго», владеющей всеми без исключения ЛЭП на территории страны.

Российской компании Georgian Water and Power принадлежит вся инфраструктура питьевой воды в столице и двух городах спутниках Тбилиси – Мцхете и Рустави.

Во владении «Лукойл - Джорджия» находится 62 АЗС, а «Роснефть» недавно приобрела контрольный пакет акций потийского нефтетерминала и сети АЗС «GALF».

Российские бизнесмены Дмитрий Троицкий и Дмитрий Коржиев владеют «бюджетообразующими компаниями» по добыче цветных металлов RMG Gold и RMG Copper; Михаил Фридман – компанией «Боржоми»; Alfa Group – коммуникационной компанией Vimpelcom (работающей под Брендом «Билайн»); один из крупнейших банков Грузии «VTB–Georgia» принадлежит ВТБ, то есть, по сути, российскому государству.

Что интересно, даже в момент самого жёсткого противостояния между Москвой и Тбилиси (в ходе и после «пятидневной войны») грузинские власти даже не заикались о конфискации российского имущества, хотя парламент принял закон «Об оккупированных территориях», где, в том числе, говорится о «компенсации ущерба от агрессии», но говорится весьма туманно, чтобы ни у кого не было соблазна и возможности интерпретировать закон не в пользу российских компаний, работающих на грузинском рынке. И это даже при «оголтело антироссийским» режиме Саакашвили.

Тем более, сейчас, когда у власти в Грузии находится правящая коалиция «Грузинская мечта», она была бы только рада новым российским инвестициям в любую сферу деятельности. Причём оппозиция из числа сторонников экс-президента, по этому поводу истерик закатывать не сможет, потому что проникновение российского капитала в Грузию началось именно в тот период, когда они сами были у власти, и это им очень даже нравилось.