Эталон чеченской культуры
Читать на сайте Вестник КавказаВозрождение национальных обычаев и культуры стало для властей республики приоритетной задачей. Наряду с популяризацией исламских ценностей они способствуют развитию народного творчества и главной его части - чеченского танцевального искусства. Как и в древнейшие времена сегодня в чеченском обществе танцуют лезгинку по многим поводам - на свадьбах, на сценах, в гостях и на праздниках – любовь к танцам у вайнахов с годами не иссякла, а наоборот стала символом духовно-нравственного возрождения.
Недавно чеченские танцы признали эталоном народной культуры. Послужил этому большой праздник - в Грозном целую неделю отмечали 70-летие легендарного ансамбля танца «Вайнах». На праздник съехались танцевальные коллективы из Северной Осетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Абхазии, Адыгеи. Среди приглашенных была заслуженная артистка РФ Надежда Бабкина.
«Для чеченского народа ансамбль «Вайнах» не просто коллектив народного танца. Это его сердце, его любовь, его надежда, потому что в самые тяжелые, судьбоносные периоды истории чеченского народа коллектив всегда был вместе с ним, - говорит министр культуры Чечни Дикалу Музакаев. - Так было в 1957 году, когда «Вайнах» первым эшелоном вернулся из Казахстана и первым вышел на сцену после ссылки. И в 2001 году - еще не утихли боевые действия, а мы дали в селении Ножай-Юрт первое послевоенное выступление, вселив в людей уверенность в благополучное будущее нашего региона. Народ любит «Вайнах», потому что он всегда согревал людские сердца, залечивал раны своим понятным искусством, вселял надежду на достойную жизнь, давал возможность гордиться культурой своего народа».
Поклонники называют «Вайнах» брендом не только Чечни, но и России. В канун юбилея «Вайнаха» из итальянского города Торченто в Грозный приехали поклонники танцевального коллектива. Первая встреча итальянцев с танцорами прошла в 2003 году, когда «Вайнах» ездил в Италию для участия в ежегодном фестивале. 60-летний Адриано Ианнис и 48-летний Лоренцо Либералли рассказали, что стали фанатами чеченского ансамбля с первого их выступления. До этого они даже не слышали о чеченском народе, и тем более, о его самобытной культуре. «Когда шесть лет назад я познакомился с танцорами, я был просто очарован. Настолько они были просты в общении, открыты, доброжелательны. Складывалось ощущение, что это мы в гостях у них, а не наоборот. С тех пор мы поддерживали связь и когда узнали, что в этом году в Грозном состоятся юбилейные торжества, то были безмерно рады приглашению», - говорит Лоренцо Либералли.
«Какой ты чеченец, если не умеешь танцевать!»
Эти слова когда-то сказал великий танцор XX века, Махмуд Эсамбаев. В чеченском народе танцу придавали огромное значение во все времена, а людей, умеющих танцевать, помнили веками. Между тем в последнее время чеченцы были лишено возможности «вкушать плоды» культуры. Каноны танцевального искусства грубо нарушались, на ловзары (народные гулянья с танцами в честь свадьбы, рождения ребенка или молодежных вечеринок) превращались в сборища пьяных мужчин. «Сегодня философию танца возрождают – идет не только пропаганда утерянных ценностей, но и оказывается щедрая поддержка артистам и танцевальным коллективам. Народный танец - важная часть нашей самобытной культуры. Танец - это история народа, общение человека с окружающим миром без помощи слов», - разъясняет президент Кадыров.
В танце, как в зеркале отражается характер человека. Не зря чеченцы называют его халхар (хал хаар - узнать о состоянии). На ловзарах парни изучали понравившуюся девушку – стройна ли, умеет ли двигаться, умеет ли одеваться, вести себя. Считается, что в танце отражаются все мельчайшие детали характера. Вообще ловзар представляет собой ценное явление чеченской культуры. На чеченские свадьбы, например, приходят запросто, без приглашения, и в этом ярко проявляется замечательная черта национального характера - гостеприимство.
Чеченский танец – не набор виртуозных па, он имеет драматургическую завязку, сюжет. Это может быть одна из древних легенд или такой народный обычай как прекращение женщиной с помощью брошенного платка поединка между мужчинами. «Как и на всем Кавказе, самый распространенный танец чеченцев – лезгинка. Современная лезгинка, пожалуй, единственный танец без песенного начала. Здесь «говорят» движения партнеров: у женщин – плавные и грациозные, у мужчин – стремительные, темпераментные с «проходками» на пальцах, - объясняет опытный танцор, министр культуры Чечни Дикалу Музакаев. - Чеченский народный танец - это беседа между партнерами, красивый диалог, насыщенный тончайшими нюансами. Во время танца юноша не должен касаться партнерши даже краем своего костюма! Прилюдно к возлюбленной он обязан относиться, как к сестре. Истинные чувства парню позволялось выражать лишь в традиционном месте свиданий - вечером у ручья. Второе разрешенное публичное место для таких встреч - свадьба. И третье – белхи, когда после трудового дня молодежь устраивала вечеринки. У чеченцев издавна влюбленные пары встречались только в публичных местах. Наши мудрые предки заботились о том, чтобы отношения будущих молодоженов были так же чисты, как родниковая вода. Вайнахская этика оберегала честь женщины».
Исследователь вайнахской культуры Марк Шейман уверен, что сейчас чеченцам не хватает народных игр и состязаний, таких как ловзар: «У людей сложилось впечатление, что чеченский ловзар - это только танцы, а ведь Александр Сергеевич Пушкин очень хорошо это отразил в своей поэме "Тазит", описывая привычные чеченские игры. На ловзаре, кроме того что танцуют, обязательно бывают скачки и ходьба на канатах, состязания лошадей и лазание по столбу, вольная борьба и стрельба из лука. Можно было бы в каком-нибудь дворце спорта еженедельно устраивать ловзары, молодежь России с удовольствием переключилась бы с дискотек на такие мероприятия. Народ отточил бы не только кавказские танцы, но и русские народные и даже бальные танцы. Это сблизило бы народы многонациональной России. Появилось бы чувство локтя, дружбы и доверия между представителями разных народов, которой нам сегодня так не хватает».
Кстати, ловзар вайнахи проводили и когда были высланы в Казахстан и Среднюю Азию. Как пишут знатоки, когда от голода и холода гибли люди, и казалось, наступил конец света, ловзар как одухотворяющая акция встряхивал людей, делал их красивее, сильнее, заставлял поверить в будущее.
Недавно чеченские танцы признали эталоном народной культуры. Послужил этому большой праздник - в Грозном целую неделю отмечали 70-летие легендарного ансамбля танца «Вайнах». На праздник съехались танцевальные коллективы из Северной Осетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Абхазии, Адыгеи. Среди приглашенных была заслуженная артистка РФ Надежда Бабкина.
«Для чеченского народа ансамбль «Вайнах» не просто коллектив народного танца. Это его сердце, его любовь, его надежда, потому что в самые тяжелые, судьбоносные периоды истории чеченского народа коллектив всегда был вместе с ним, - говорит министр культуры Чечни Дикалу Музакаев. - Так было в 1957 году, когда «Вайнах» первым эшелоном вернулся из Казахстана и первым вышел на сцену после ссылки. И в 2001 году - еще не утихли боевые действия, а мы дали в селении Ножай-Юрт первое послевоенное выступление, вселив в людей уверенность в благополучное будущее нашего региона. Народ любит «Вайнах», потому что он всегда согревал людские сердца, залечивал раны своим понятным искусством, вселял надежду на достойную жизнь, давал возможность гордиться культурой своего народа».
Поклонники называют «Вайнах» брендом не только Чечни, но и России. В канун юбилея «Вайнаха» из итальянского города Торченто в Грозный приехали поклонники танцевального коллектива. Первая встреча итальянцев с танцорами прошла в 2003 году, когда «Вайнах» ездил в Италию для участия в ежегодном фестивале. 60-летний Адриано Ианнис и 48-летний Лоренцо Либералли рассказали, что стали фанатами чеченского ансамбля с первого их выступления. До этого они даже не слышали о чеченском народе, и тем более, о его самобытной культуре. «Когда шесть лет назад я познакомился с танцорами, я был просто очарован. Настолько они были просты в общении, открыты, доброжелательны. Складывалось ощущение, что это мы в гостях у них, а не наоборот. С тех пор мы поддерживали связь и когда узнали, что в этом году в Грозном состоятся юбилейные торжества, то были безмерно рады приглашению», - говорит Лоренцо Либералли.
«Какой ты чеченец, если не умеешь танцевать!»
Эти слова когда-то сказал великий танцор XX века, Махмуд Эсамбаев. В чеченском народе танцу придавали огромное значение во все времена, а людей, умеющих танцевать, помнили веками. Между тем в последнее время чеченцы были лишено возможности «вкушать плоды» культуры. Каноны танцевального искусства грубо нарушались, на ловзары (народные гулянья с танцами в честь свадьбы, рождения ребенка или молодежных вечеринок) превращались в сборища пьяных мужчин. «Сегодня философию танца возрождают – идет не только пропаганда утерянных ценностей, но и оказывается щедрая поддержка артистам и танцевальным коллективам. Народный танец - важная часть нашей самобытной культуры. Танец - это история народа, общение человека с окружающим миром без помощи слов», - разъясняет президент Кадыров.
В танце, как в зеркале отражается характер человека. Не зря чеченцы называют его халхар (хал хаар - узнать о состоянии). На ловзарах парни изучали понравившуюся девушку – стройна ли, умеет ли двигаться, умеет ли одеваться, вести себя. Считается, что в танце отражаются все мельчайшие детали характера. Вообще ловзар представляет собой ценное явление чеченской культуры. На чеченские свадьбы, например, приходят запросто, без приглашения, и в этом ярко проявляется замечательная черта национального характера - гостеприимство.
Чеченский танец – не набор виртуозных па, он имеет драматургическую завязку, сюжет. Это может быть одна из древних легенд или такой народный обычай как прекращение женщиной с помощью брошенного платка поединка между мужчинами. «Как и на всем Кавказе, самый распространенный танец чеченцев – лезгинка. Современная лезгинка, пожалуй, единственный танец без песенного начала. Здесь «говорят» движения партнеров: у женщин – плавные и грациозные, у мужчин – стремительные, темпераментные с «проходками» на пальцах, - объясняет опытный танцор, министр культуры Чечни Дикалу Музакаев. - Чеченский народный танец - это беседа между партнерами, красивый диалог, насыщенный тончайшими нюансами. Во время танца юноша не должен касаться партнерши даже краем своего костюма! Прилюдно к возлюбленной он обязан относиться, как к сестре. Истинные чувства парню позволялось выражать лишь в традиционном месте свиданий - вечером у ручья. Второе разрешенное публичное место для таких встреч - свадьба. И третье – белхи, когда после трудового дня молодежь устраивала вечеринки. У чеченцев издавна влюбленные пары встречались только в публичных местах. Наши мудрые предки заботились о том, чтобы отношения будущих молодоженов были так же чисты, как родниковая вода. Вайнахская этика оберегала честь женщины».
Исследователь вайнахской культуры Марк Шейман уверен, что сейчас чеченцам не хватает народных игр и состязаний, таких как ловзар: «У людей сложилось впечатление, что чеченский ловзар - это только танцы, а ведь Александр Сергеевич Пушкин очень хорошо это отразил в своей поэме "Тазит", описывая привычные чеченские игры. На ловзаре, кроме того что танцуют, обязательно бывают скачки и ходьба на канатах, состязания лошадей и лазание по столбу, вольная борьба и стрельба из лука. Можно было бы в каком-нибудь дворце спорта еженедельно устраивать ловзары, молодежь России с удовольствием переключилась бы с дискотек на такие мероприятия. Народ отточил бы не только кавказские танцы, но и русские народные и даже бальные танцы. Это сблизило бы народы многонациональной России. Появилось бы чувство локтя, дружбы и доверия между представителями разных народов, которой нам сегодня так не хватает».
Кстати, ловзар вайнахи проводили и когда были высланы в Казахстан и Среднюю Азию. Как пишут знатоки, когда от голода и холода гибли люди, и казалось, наступил конец света, ловзар как одухотворяющая акция встряхивал людей, делал их красивее, сильнее, заставлял поверить в будущее.