Чырагов и другие выиграли суд у Армении в ЕСПЧ
Читать на сайте Вестник КавказаНакануне завершилась десятилетняя тяжба между вынужденными переселенцами из Карабаха, изгнанными из Лачинского района в результате его оккупации, и Республикой Армения в Европейском суде по правам человека. Большая палата ЕСПЧ создала исторический прецедент в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, дав правовую оценку факту оккупации Нагорного Карабаха со стороны Армении.
Истцами по делу "Чырагов и другие против Армении" выступили шесть граждан Азербайджана - Эльхан и Адыширин Чыраговы (1950 и 1947 года рождения), Рамиз Джабраилов (1960 года рождения), Акиф Гасанов (1959), Фахреддин Пашаев (1956) и Гара Джебраилов (1940). Все истцы, кроме Акифа Гасанова, проживают в настоящее время в Баку. Являясь жителями Лачинского района Азербайджана, 17 мая 1992 года они были насильственно изгнаны из собственных домов, и все их имущество попало в руки оккупантов.
Вынужденные переселенцы предъявили жалобуо том, что ввиду невозможности возвращения в Лачин они не могут использовать свое имущество, при этом власти Армении должны компенсировать нанесенный им ущерб. Жалоба основывается на статьях 1 (неприкосновенность имущества), 8 (неприкосновенность личной жизни) и 13 (право на правосудие) I Протокола Конвенции по правам человека. Истцы утверждают также, что подверглись национальной дискриминации (ст. 14), поскольку если бы они были этническими армянами и христианами, то их не принудили бы покинуть свои дома. Жалоба поступила в Европейский суд по правам человека 6 апреля 2005 года.
Суд отметил, что нагорно-карабахский конфликт начался с призывов о присоединении Нагорного Карабаха к Армении, и сослался в связи с этим на совместное решение о "воссоединении", принятое в декабре 1989 года Верховным советом Армянской ССР и Нагорно-Карабахским региональным советом. ЕСПЧ установил, что граждане Азербайджана принудительно покинули Лачин в результате военной атаки на район в мае 1992 года.
ЕСПЧ заявил, что Нагорный Карабах, Лачинский район и другие прилегающие территории находятся в настоящее время под оккупацией и что международное право по военной оккупации, как указано в соответствующих положениях Гаагских правил 1907 года о законах и традициях сухопутной войны и Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны, относится к данной ситуации. Суд подтвердил свой вывод из решения от 14 декабря 2011 года, согласно которому самопровозглашенное образование "НКР" не признается ни странами, ни международными организациями в качестве государства под международным правом.
Основываясь на доказательствах, свидетельствующих о политической, финансовой и иной зависимости сепаратистов от Армении, ЕСПЧ пришел к заключению, что "…Республика Армения с первых дней нагорно-карабахского конфликта имела значительное и решающее влияние на всю "НКР", что эти образования высоко интегрированы практически по всем важным вопросам, и эта ситуация сохраняется по сей день", что ""НКР" и ее администрация выживают благодаря военной, политической, финансовой и другой поддержке Армении, которая осуществляет эффективный контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими территориями, включая Лачинский район".
Суд подтвердил право перемещенных лиц вернуться в свои дома и места постоянного проживания и напомнил о соответствующих стандартах и принципах в рамках международного гуманитарного права и прав человека, связанных с правовыми и техническими вопросами, предусматривающими возвращение жилья и имущества. По вердикту суда, в данном деле имеет место продолжающееся нарушение права собственности заявителей, а также их права на уважение личной жизни и права на эффективные средства защиты. Сторонам дано 12 месяцев для представления позиции по размеру компенсации, которую Армения должна выплатить заявителям.
Директор Центра правового регулирования межгосударственных отношений РАНХиГС, судья ad hoc Европейского суда по правам человека Дмитрий Матвеев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" подчеркнул, что данный вердикт является юридически обязывающим. "Решение ЕСПЧ обязательно для всех стран, которые входят в Совет Европы и присоединились к Европейской конвенции о правах человека, – данные государства признают юрисдикцию Европейского суда по правам человека. Возможны различные коллизии между решениями ЕСПЧ и нормами Конституции или позицией Конституционного суда того или иного государства, но саму обязательность вердиктов поставить под сомнение сложно", - пояснил он.
По словам Матвеева, за неисполнение решения осужденная сторона будет подвергнута санкциям. "Конечно, у ЕСПЧ, да и у Совета Европы нет "голубых касок", приставов и так далее, однако все решения суда поступают на мониторинг Комитета министров СЕ. Комитет министров периодически проверяет, как они выполняются, последняя проверка по исполнению решений целым рядом стран была всего несколько дней назад. Если государство игнорирует ЕСПЧ, к нему могут быть применены санкции в рамках Совета Европы – от предупреждений, лишения права голоса на ПАСЕ до, в крайнем случае, приостановления членства и даже исключения из Совета Европы", - сообщил директор Центра правового регулирования межгосударственных отношений РАНХиГС.
Армения входит в число членов Совета Европы, ратифицировавших Европейскую конвенцию по правам человека, и должна будет выполнить решение ЕСПЧ об обеспечении права Чыраговых и других вынужденных переселенцев вернуться в свои дома и возвратить свое имущество, а также выплатить им компенсацию в том размере, который установит суд.