Что ждет рубль дальше?
Читать на сайте Вестник КавказаНа минувшей неделе рубль после длительного периода роста резко возобновил свое падение. Сейчас его курс несколько стабилизировался. По состоянию на 20:10 на Московской бирже доллар стоит 56,25 рубля, а евро – 63,34 рубля. "Вестник Кавказа" узнал мнения российских экономистов, с чем связано это понижение курса и что ждет рубль в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Как заявил доцент кафедры корпоративных финансов, инвестиционного проектирования и оценки им. М.А.Лимитовского РАНХиГС Александр Аршавский, нынешнее падение рубля объяснить довольно сложно.
"Здесь надо много анализировать. Может быть, сейчас идут выплаты по корпоративному внешнему долгу - нужна была валюта, поэтому спрос на нее и увеличился. Я не думаю, чтобы такой краткосрочный всплеск был вызван спросом со стороны населения. Было падение цены на нефть, которое тоже могло повлиять на курс рубля. Честно скажу, однозначного ответа на поставленный вопрос я не вижу".
Что касается прогноза по поводу того, как будет чувствовать себя рубль летом, в сезон отпусков, эксперт отметил, что, судя по тому, что количество выезжающих в евро и долларовые страны сокращается, особого влияния на внутренний спрос, на валюту не окажет. "Все-таки поток туристов сокращается, поэтому дополнительного спроса на валюту не ожидается. Но это мое личное мнение", - подчеркнул Александр Аршавский.
На вопрос, есть ли какие-либо среднесрочные факторы, которые должны повлиять на курс рубля этой осенью и зимой, доцент кафедры корпоративных финансов, инвестиционного проектирования и оценки ответил, что для курса рубля это уже долгосрочный фактор.
"На самом деле этих факторов два: первый - это международная обстановка. Никто не знает что будет дальше. Второй фактор - это цены на нефть, которые тоже остаются непредсказуемыми. Все прогнозы, которые есть, они хоть и показывают диапазон от $50 до $60 за баррель во второй половине года, но это тоже не определено. Ну и третий весьма существенный фактор - это отношение Банка России к предпочитаемому курсу валюты. Потому что все-таки, что ни говори, Банк России руководит этим курсом", - заключил Александр Аршавский.
По мнению доцента кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС Василия Якимкина, нынешнее снижение курса рубля обусловлено совокупностью факторов - спекуляциями на рынке, скупкой валюты населением и интервенциями.
При этом укрепление рубля представляется маловероятным, поскольку в сложившейся ситуации практически все играет на его понижение в среднесрочной перспективе. "Это и политика ЦБ, то есть скупка долларов, и динамика цен на нефть, и рецессия в экономике России, и угрозы G7 продлить или даже ужесточить санкции, и отмена годовых аукционов РЕПО, и подъем процентных ставок", - перечислил неблагоприятные факторы эксперт.
По его словам, сейчас все ждут предстоящего 15 июня заседания Центробанка, на котором может быть принято решение о понижении ключевой ставки. "Эльвира Набиуллина вербально уже об этом объявляла, поэтому рынок готовится к снижению ставки, что тоже не здорово для рубля", - сказал экономист.
"Рубль сейчас может поддержать только тактика только carry trade, но и она сейчас не очень подходит, потому что на глазах у финансовых рынков падают валюты развивающихся рынков. В частности, понизился курс турецкой лиры, мексиканского песо, южноафриканского рэнда, бразильского реала. Из-за этого сокращаются позиции carry trade", - отметил Якимкин, добавив в связи с этим, что рубль сейчас находится в русле глобальных трендов.
Говоря о том, что ждет российскую валюту дальше, он предположил, что ее курс в среднесрочной перспективе будет колебаться в районе 58 рублей за доллар. "ЦБ понимает, что надо держать под контролем волатильность на рынке, поэтому он, видимо, будет ограничивать объемы покупок. В четверг он уже купил $141 млн, а не $200 млн. То есть, в регуляторе понимают, что не надо лодку раскачивать. Поэтому я думаю, что если ЦБ грамотно будет себя вести, волатильность будет под контролем, то будет колебаться где-то в районе 57-58 рублей за доллар", - прогнозирует эксперт.
Что касается ситуации на конец года, то, по мнению экономиста, она может еще больше усугубиться. Это может произойти в случае повышения ФРС в сентябре процентной ставки фич-фондам, что негативно скажется на всех валютах развивающихся стран. "И если она еще и в декабре во второй раз ставку поднимет, то доллар опять получит импульс вверх, а рубль, соответственно, вниз", - опасается Василий Якимкин.
В свою очередь ведущий научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС при президенте РФ Александр Абрамов не видит в текущем снижении курса ни спекуляции и скупки валют населением, ни интервенции Центробанка РФ.
"Мне кажется, скорее всего речь идет о неком опасении участников рынка об изменении денежно-кредитной политики Банка России, потому что за тем, что он объявил, что будет выкупать валюту, следует то, что он будет увеличивать рефинансирование банков в рублях. Это как бы две стороны одной и той же медали. Поэтому, как мне кажется, участники рынка получили от правительства и Банка России очень много сигналов, что рубль будет падать. Это выгодно и Минфину", - отметил эксперт.
На вопрос корреспондента "Вестника Кавказа" о том, как будет чувствовать себя рубль летом в сезон отпусков, ведущий научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС при президенте РФ выразил надежду на то, что у Центрального Банка хватит силы воли не допустить девальвации российской валюты: "В принципе он будет так, по чуть-чуть, но, наверное, ослабляться. Я надеюсь, что это не будет таким ярко выраженным процессом, - в противном случае люди просто перестанут верить в денежно-кредитную политику", - отметил Александр Абрамов.
Что касается того, есть ли какие-либо среднесрочные факторы, которые должны повлиять на курс рубля до конца года, эксперт отметил две проблемы.
"Это решение ФРС о процентных ставках возможно, оно не будет принято, они отодвинут это решение. Этот рост - необходимость выплат долгов российских компаний. В общем-то с осени проблема станет актуальной", - подчеркнул экономист.