Турция проголосовала за обновление власти
Читать на сайте Вестник КавказаМнение турецкой нации превыше всего, заявил сегодня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя итоги парламентских выборов, состоявшихся накануне. Напомним, что, по результатам подсчета 100% бюллетеней, правящая Партия справедливости и развития (ПСР) набрала всего 40,8% голосов, лишившись, таким образом, возможности единолично формировать правительство Турции. Почти все остальные голоса разделили три оппозиционные партии, находящиеся в конфронтации с ПСР: 25,2% у левоцентристов из Народной республиканской партии (НРП), 16,5% у Партии национального движения (ПНД), 12,9% у Демократической партии народов (ДПН), впервые прошедшей в парламент.
"Я уверен, что участвовавшие в предвыборной гонке партии здраво и реалистично оценят сложившуюся ситуацию, которая не дает ни одной из них возможности в одиночку сформировать правительство. Партии должны в начавшийся после выборов новый период продемонстрировать ответственность и отнестись с вниманием к сохранению стабильности и атмосферы безопасности в стране и защите имеющихся демократических успехов", - призвал Эрдоган.
Насколько изменилось положение дел в Турции в связи с потерей правящей партией большинства в парламенте и прохождением в него известной своей прокурдской направленностью ДПН, а также как это повлияет на внешнюю политику и отношения Анкары с партнерами и соседями по региону? Об этом "Вестнику Кавказа" рассказали турецкие эксперты.
По словам политолога Бурхана Озкошара, турецкий избиратель накануне "задал непростую задачу политическим экспертам". "Всем казалось, что Партия справедливости и развития просто возьмет большинство голосов, сформирует правительство, и все будет как обычно. Даже финансовые рынки заняли позицию ожидания. Но турецкие граждане преподнесли своему президенту Реджепу Тайипу Эрдогану сюрприз. По сути, эти выборы – поражение Эрдогана, стремившегося в последнее время превратить Турцию из парламентской в президентскую республику", - полагает эксперт.
Озкошар пояснил, что, на самом деле, нынешняя форма управления турецким государством входит в противоречие с манерой руководства, присущей Эрдогану, и очередные парламентские выборы показали, что далее в прежнем режиме оставаться у власти действующий президент не может. "Эрдоган всегда предпочитал работать в одиночку, не соглашался на компромиссы и ни с кем не пытался объединиться. Но теперь он увидел, что Турция, в первую очередь, является демократической республикой, а демократия требует компромиссов. Так что эти выборы – сигнал властям, и я надеюсь, что они его поняли и готовятся создать коалиционное правительство", - заявил эксперт.
Также он констатировал, что частью сюрприза, который устроили граждане Турции, оказалось преодоление прокурдской Демократической партией народов 10%-ного барьера. "Связано это, конечно, с тем, что им отдали свои голоса регионы, наиболее недовольные политикой нынешних властей", - пояснил он, добавив, что в ближайшее время республику ожидает активная политическая жизнь, в рамках которой каждая из парламентских партий будет стремиться создать свою коалицию.
По оценке Озкошара, сами по себе отношения Турции с Россией не изменятся после этих выборов, но их укрепление в перспективе будет подвергнуто испытанию со стороны Европы. "Нынешние связи будут продолжены, однако, по мере того, как будет усиливаться напряжение между Россией и ЕС, Брюссель станет больше тянуться к Анкаре – и тут важно, какой будет российская политика относительно Турции. Замечу, что коалиция правящей ПСР с Партией национального движения неизбежно приведет к постановке вопроса о Крыме, что негативно повлияет на контакты с РФ, однако российская сторона здесь выйдет из ситуации с малыми потерями. Резюмируя, с сегодняшнего дня российско-турецкие отношения будут зависеть в первую очередь от политики Москвы, так как партия власти в Турции утрачивает свое влияние", - поведал политолог.
Также, добавил Бурхан Озкошар, не стоит ждать от нового парламента и нового правительства чего-либо радикального в отношении нагорно-карабахского конфликта. "Урегулирование нагорно-карабахской проблемы является политикой не отдельно правительства или парламента, а всего государства в целом, и здесь уже давно установлены четкие принципы. Конечно, если в коалицию, которая сформирует Кабмин, войдет прокурдская Демократическая партия народов, она поднимет не только курдский вопрос, но и армянский. Здесь стоит напомнить, что по решению армянского вопроса предпринимались шаги и прежде, однако все каждый раз останавливается на нежелании Армении сотрудничать. В сущности, пока нагорно-карабахский конфликт не урегулирован, политика Анкары в отношении Еревана не может измениться", - уверен эксперт.
Главный редактор англоязычной газеты Hurriyet daily news Мурат Йеткин, в свою очередь, признался, что не ожидал столь значительной потери голосов у Партии справедливости и развития. "Определенное падение популярности ПСР было прогнозируемо, но не такое существенное. Фактически, турецкие избиратели выбрали парламентскую республику, призвав власть идти на компромиссы с оппозиционерами. Безусловно, формирование коалиционного правительства заметно повлияет на внешнюю политику, проводимую Анкарой, особенно это касается сирийской проблемы", - отметил Йеткин.
Тем не менее, по его мнению, каких-либо потрясений в российско-турецких отношениях ожидать не стоит, "однако нельзя отрицать того, что экономические контакты, особенно связанные с поставками газа и атомной энергетикой, могут быть подвергнуты пересмотру". Мурат Йеткин добавил, что на азербайджано-турецкие отношения обновление власти в Турции не повлияет, а в вопросе нагорно-карабахского урегулирования "Анкара так и не стала главным игроком, поэтому на самом деле куда больше оно зависит от Москвы и ее возможностей воздействия на Ереван".
Политолог Хакан Аксай назвал одним из главных итогов прошедших выборов успех прокурдской ДПН, обусловленный тем, что она "приложила очень большие усилия, чтобы стать настоящей турецкой партией, постоянно принимая в свои члены именитых политиков из стана турецких левых и социалистов". По его мнению, достигнутый ею результат позволяет надеяться на мирное решение курдской проблемы.
Говоря о том, как скажутся результаты воскресных выборов на положении Турции на международной арене, эксперт отметил, что сегодня эта республика "нуждается в более мирной внешней политике". "И новое правительство дает надежду, что в этом направлении будет что-то новое. Сегодня можно сказать, что авантюрной политике, которую вела ПСР все эти годы - особенно на Ближнем Востоке и с арабскими странами - пришел конец. Теперь она будет иметь более спокойный, обдуманный и хладнокровный характер", - прогнозирует он.
Кроме того, будут исправлены сложные моменты, ранее время от времени имевшие место в отношениях с Ираном, Китаем, а также с Россией. "Отношения с Россией для Турции архиважные, поскольку между ними наладилось очень тесное взаимодействие в сферах экономики, энергетики, туризма и в культурных областях. Зачем эти отношения портить? Из- за Сирии? Любое правительство сейчас будет выстраивать дружественные отношения со всеми странами. Кто бы не пришел во власть, партнерство с Россией всегда будет в центре внимания", - уверен политолог.
Аксай считает маловероятными какие-либо радикальные изменения в отношениях с Азербайджаном и в позиции Анкары по проблеме Нагорного Карабаха. "Но я думаю, что на повестке дня может оказаться вопрос улучшения отношений с Арменией. Если даже не сегодня, то это может произойти завтра, потому что сегодня в оппозиции есть силы, которые разделяют политику сближения, начатую в 2009 году", - отметил он
"Что касается отношений с ЕС, то в этом направлении политика Турции в 90-е и в начале 2000-х была одной из главных. Начиная с 2006-2007 годов ПСР стала отдаляться от ЕС, выбрав путь сближения с Россией, но полноценного сближения за все эти годы не получилось. Эрдоган высказывался о желании вступить в ШОС, были слухи и разговоры о возможном участии в Таможенном союзе, но всего этого не произошло. Очень может быть, что отношения с ЕС могут начаться с новой силой, поскольку НРП, НДП и ДПН очень заинтересованы в их развитии", - считает политолог.
"Но сегодня можно сказать - внутри самой Партии справедливости и развития ситуация в ближайшие дни будет очень непростой. Ее нынешний состав может измениться. Очень велика вероятность того, что глава партии Ахмет Давутоглу потеряет свой пост. Существует очень много вопросов о том, кто придет на его место, сможет ли Эрдоган, как раньше, иметь влияние на партию, и может ли ее возглавить Абулла Гюль, который сохраняет влияние на многих членов партии. Все это насущные вопросы, ответы на которые мы получим в ближайшее время", - резюмировал Хакан Аксай.
Турецкий журналист, политолог Дженк Башламышлы отметил, что правящая партия сумела отстоять первое место по итогам выборов, но впервые с 2002 года она не смогла получить большинство в парламенте, что многие связывают с проводимой Эрдоганом политикой, направленной на превращение страны в президентскую республику. Кроме того, коррупционные скандалы, в которых были замешаны ряд крупных чиновников, также оставили неприятный осадок у многих избирателей.
По его мнению, самым неожиданным результатом по итогам выборов стало то, что Демократическая партия народов (ДПН), поддерживаемая в основном курдскими избирателями, смогла преодолеть 10% барьер, необходимый для прохождения в парламент.
"Новое правительство должно быть сформировано коалицией или правительством, а если этого не удастся достичь в течении 45 дней, то состоится переизбрание парламента. Турция входит в эру коалиций", - сказал эксперт.
Он считает, что на сегодняшней день наиболее вероятной представляются коалиции между ПСР и ПНД или же между НРП и ПНД, которые будет поддерживать прокурдская ДПН.