После снятия санкций Иран может вступить в ШОС

Читать на сайте Вестник Кавказа

Выход на договоренности по иранской ядерной программе даст возможность начать процедуру снятия санкций и, соответственно, откроет возможности для начала процедуры приема Ирана в ШОС. Об этом заявил представитель Президента Российской Федерации по делам Шанхайской организации сотрудничества, Чрезвычайный и Полномочный Посол Бахтиер Хакимов.

По его словам, Иран участвует в качестве наблюдателя ШОС с 2005 года. Заявка на членство была подана еще в 2008 году. «Принципиальная позиция государств-членов в отношении иранской заявки позитивная. Но есть формальности. В числе критериев, одобренных главами государств, имеется критерий о необходимости отсутствия санкций, наложенных Советом безопасности ООН», - объяснил Хакимов, добавив, что ШОС надеется на конструктивное разрешение переговоров «шестерки» международных посредников и Тегерана по вопросу его ядерной программы, после чего можно будет инициировать процедуру вступления Ирана в организацию.

Однако, по мнению старшего научного сотрудника Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимира Сажина, процесс снятия санкций будет растянут. «Иранцы уже поняли, что одновременное снятие санкций сразу после подписания будущего договора невозможно. И замминистра нефти Ирана господин Замани-Ния заявил недавно о том, что ожидает снятия санкций в период с 22 ноября по 21 декабря этого года. То есть такой задел есть для санкций», - заявил Владимир Сажин.

Тем не менее, эксперт считает, что начать этот процесс можно сразу после подписания договора: «Начать де-факто, а потом подгонять уже де-юре. Разрабатывать соответствующие документы, решения по этому поводу. Я думаю, так это и произойдет. Но, во всяком случае, у иранской делегации есть такое мнение, что процесс снятия санкций может быть растянут».

Что касается сроков выработки полноценного договора, Владимир Сажин считает, что главное в решении проблемы не дедлайны, а качество документа. «30 июня – это последний день, и остается недолго. Я лично был всегда противником того, что нужно совершать большие дела к определенной дате. Я сразу вспоминаю советский период, когда строили дома, плотины и прочие объекты к 7 ноября. А потом в течение 1-2 лет ремонтировали, восстанавливали и вводили в строй, хотя Красное знамя уже развевалось, и этот объект был принят официально. Я считаю, что главное в данной ситуации – это качество этого документа, а не сроки. Если, например, он будет заключен не 30 июня, а 30 июля или даже 30 августа, в общем, это ничего не изменит со стороны Ирана и со стороны его оппонентов. Конечно, будут пропагандистские заявления со стороны противников Рухани в Иране и со стороны противников президента Обамы в США. Но это все пропагандистская мишура, а главное – это качество документа», - полагает востоковед.