Иранский газ может пойти в Европу "Турецким потоком"
Читать на сайте Вестник КавказаИран рассматривает "Турецкий поток" как один из возможных маршрутов поставок своего газа в Европу после отмены международных санкций, заявил директор по международным связям Иранской национальной газовой компании (NIGC) Азизоллах Рамазани.
"Это возможно. Никаких переговоров об этом не велось. Могло бы быть хорошей идеей начать переговоры, потому что тот пункт, в котором российский газопровод, турецкий газопровод подходит к Европе, может стать тем же пунктом, на котором Европы может достичь иранский газопровод. Поэтому они могут начать переговоры", - цитирует его РИА Новости.
При этом может использоваться турецкая часть газопровода или даже расположенный в Черном море отрезок. "Или в Черном море, например, Иран проходит через Турцию, чтобы присоединиться к турецкому газопроводу. Другие маршруты тоже могут быть рассмотрены, но лучшим маршрутом, возможно, является этот проект - в Турции", - добавил Рамазани.
Вместе с тем Тегеране рассматриваются и другие варианты. "Иран изучает много путей поставок газа в Европу, возможно, пять-шесть путей. Один, возможно, через Турцию, один, возможно, через Черное море, один, возможно, через Ирак, Сирию и Средиземное море. Но эти пути должны быть изучены согласно нормам. Необходимо изучить экономическую целесообразность, нужно определить лучший маршрут", - пояснил он.
Рамазани добавил, что иранская сторона уже приступила к изучению этих вариантов, однако решение по ним может быть принято только после того, как отмена международных санкций позволит ее европейским партнерам заключать контракты. "Изучение началось, потому что исследование можно проводить в любое время, независимо от санкций. Но это зависит от клиента, а клиент - Европа. Европа ждет снятия санкций, затем они начнут переговоры, и после этого они смогут подписать соглашение с Ираном", - сказал представитель NIGC.
В качестве основных рассматриваются три маршрута, однако не исключается возможность появления ответвлений от них. "Три маршрута, но некоторые маршруты могут иметь дополнительные ответвления. Например, если вы хотите пройти через Турцию, может быть несколько маршрутов внутри страны. Это зависит от того, как этот газопровод будет снабжать Турцию, а затем идти в Европу. Потому что Турция — крупный потребитель природного газа", - пояснил он.
Возможное совместное использование "Турецкого потока" является не единственным направлением сотрудничества России и Ирана в этой сфере. "Могут быть общие поля деятельности, например, в сфере газопроводов. Можно делиться опытом и технологиями. Например, в области транспортировки (газа) - можно обменяться информацией о системе передачи, мониторинга. А в будущем, возможно, иранские газопроводы в Европу и российские газопроводы в Европу могут объединиться и вместе поставлять газ в Европу", - сказал он.
"Я думаю, мы можем работать над передачей технологий, обменом информацией о технологиях. Потому что у нас есть некоторый опыт в газовой промышленности, у России есть свой опыт. Например, у России давний опыт газового экспорта и транзитных газопроводов. У Ирана хороший опыт в КПГ и в использовании природного газа в автомобилях. Мы можем делиться информацией, технологиями", - считает руководитель иранской компании.
Рамазани отметил, что у NIGC налажено сотрудничество с "Газпромом". "Наш главный управляющий посетил Россию в прошлом году и подписал меморандум о сотрудничестве между двумя компаниями. Они решили учредить совместные комитеты для сотрудничества в разных секторах. Эти комитеты будут сформированы, сотрудничество очень скоро начнется", - заявил он.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" аналитик "Сбербанк CIB" Владимир Нестеров, "Иран является перспективным конкурентом "Газпрома" и видным членом форума стран-экспортеров газа". "Конечно, на данном этапе он говорит о том, что не будет или будет минимально конкурировать с Россией. Но рынки газа, как и нефти, они ограничены. И, конечно, иранский газ представляет определенную угрозу для газа российского", - считает он.
По мнению эксперта, подобная инициатива иранской стороны является скорее приглашением к обсуждению перспектив двустороннего сотрудничества. "У "Газпрома" есть возможность и потребность полностью заполнять газом четыре проектируемые нитки "Турецкого потока" и там, уже на хабе, предлагать его покупателям из самых разных стран. То есть на этапе до границы с Грецией его труба не будет регулироваться Третьим энергетическим пакетом европейским. Стало быть, "Газпром" не будет обязан уступать часть своей трубы газу третьих сторон, как это он должен будет делать на новых трубопроводах в самой Европе. Поэтому это такое дипломатическое пожелание, пожелание сотрудничать с Россией", - предположил Нестеров.
"Формы сотрудничества будут, конечно, искаться, они желательны. Но в любом случае перспектива экспорта иранского газа по трубе именно, мне кажется, более отдаленна, чем экспорт СПГ, допустим, в виде сжиженного газа на мировые рынки. Но с учетом фактического перепроизводства, которое сейчас наблюдается, перспективы поставок иранского газа являются весьма далекими и неопределенными. Тут я бы сказал даже, возможно, более предпочтительным появляется вариант экспорта туркменского газа в Европу, который тоже является пока мало проработанным, и перспективы которого тоже очень и очень неясные", - добавил он.
При этом Россия не заинтересована в том, чтобы по "Турецкому потоку" осуществлялись еще и иранские поставки. "У нас своего газа избыток. У нас "Газпром" может добывать 600 млрд кубометров в год. А добудет в этом году 410-430 максимум. Почему не 600? Потому что спроса нет. У нас сейчас есть проблемы со спросом на внутреннем рынке, в Европе. Поэтому отдавать свой рынок другим товарищам по дружбе, как говорится, это не целесообразно, мягко говоря. А экономически - контрпродуктивно", - объяснил Владимир Нестеров.