В Нью-Йорке открылась персональная выставка Аиды Махмудовой
Читать на сайте Вестник КавказаВ Нью-Йорке (США) в галерее Leila Heller, открылась персональная выставка известной азербайджанской художницы Аиды Махмудовой под названием “Еду, проезжаю”. Торжественный прием по случаю открытия выставки состоялся 28 мая, 18:00-20:00, по адресу - Нью-Йорк, 25-я улица (W), 568.
День открытия выставки - 28 мая, совпал с 97-й годовщиной провозглашения Азербайджанской Республики, что придало этому событию особую символичность. Именно в этот день была создана первая демократическая республика на Ближнем Востоке. Сама Аида подчеркнула: «Параллель со славной датой придала мне особый импульс».
Открытие выставки прошло в демократичном формате, как это принято в Нью-Йорке. Отсутствие официальных речей и церемоний с лихвой компенсировалось непринужденной обстановкой, царившей на мероприятии. Гости перемещались по просторному выставочному пространству, живо обсуждая представленные их вниманию работы, и охотно делились впечатлениями.
Ширин Нешат, известная художница:
Я знаю Аиду как основателя организации Yarat, и очень счастлива сегодня, что открыла для себя ее картины. Работы выглядят просто потрясающе, и я уверена, что выставка будет иметь большой успех в Нью-Йорке – здесь очень любят живопись!
Эмилия Кабакова, художница, супруга Ильи Кабакова:
Это значительная и важная выставка, состоящая из полотен большого размера. Особенно приятно посетить ее после того, как мы увидели проект Yarat в Венеции – он был одним из лучших на всей Биеннале. Мне очень жаль, что Илья не смог присоединиться ко мне и увидеть эту выставку, но у него была уважительная причина. Мы поздравляем Аиду от всей души!
Бенджамин Геноччио, писатель, критик, главный редактор портала ArtNet.com:
Работы просто потрясающие и очень сильно напоминают мне о пейзажах Апшерона. Я приезжал в Баку два с половиной года назад на одно из мероприятий Yarat, однако в студии Аиды мне побывать тогда не довелось. Тем приятнее сейчас мне видеть ее работы, которые пропитаны духом Баку. Я считаю, что ей удалось разглядеть порой позабытые живописные уголки города и отразить их эстетику в своих работах.
Лейла Хеллер, галерист :
Пейзаж – само по себе явление универсальное, моря и деревья в работах художников встречаются нередко, но в картинах Аиды абсолютно очевидно проглядывает именно художественный образ Азербайджана, Апшерона, Баку.
Художник Ага Усейнов:
В выставленном проекте "Passing By…", инсталляции из живописных работ и трехмерных обьектов, гармонично слились: идея, ее анализ, разработка и замечательная реализация.
В сегодняшнем искусстве, в век повторов и цитат из недавнего прошлого, в работах Аиды зритель видит художника с сильной идентичностью, с острым собственным взглядом.
Ее живописные произведения, при всей эмоциональности и очень правдивом экспрессионизме, представляются диаграмами, где художник умело конструирует свои воспоминания, переживания и рефлексию на окружающий нас странный и замечательный мир.
Аида Махмудова, выпускник Central Saint Martins University of the Arts в Лондоне. Участник многочисленных художественных выставок в Азербайджане, Европе и теперь в США. В одной из своих статей, итальянский художник и куратор Пиетро Финелли, назвал нью-йоркский район Челси феноменальным проектом в современном искусстве. В эти дни инсталляция Аиды Махмудовой "Passing By…" является частью этого уникального проекта.
Наргиз Пашаева:
Думаю не ошибусь, если скажу что, моя дочь Аида принадлежит к числу тех людей, которые больше умеют и делают, чем рассказывают и показывают. Она с малых лет рисует. Но это не главное, ведь в детстве и даже после рисуют почти все, но Аида – настоящий профессионал, который сумел сочетать академические, теоретические базовые знания, которые она получила, обучаясь и проживая долгое время в Лондоне, с врожденным талантом художника. Для меня главное заключается в том, что она теперь имеет полное моральное право называть себя художником. И это случилось не вдруг, так как всю свою сознательную жизнь она шла к этому поэтапно, познавая, трудясь не уставая, почти 20 лет. Я очень ценю в людях профессионализм и стойкую, бескорыстную любовь к своей профессии, какая бы она ни была, будь то художник или водитель автобуса – если он профессионал, всегда обязательно заслуживает большего. Профессионал никогда не боится сказать – вот этого я не умею, это я не знаю, поэтому этого делать не стану. Тем он и отличается от непрофессионалов, которые всегда говорят – я смогу, я хочу и я буду.
Я рада, что Аида – серьезный, трудолюбивый и самокритичный человек в своей профессии. Рядом с ней чувствуешь себя уверенно, потому что она заслужила свои успехи сама. Нью-Йоркская выставка еще раз показала и доказала это. Я увидела, что ее там объективно признали и приняли профессиональные круги этого города – мирового центра современного искусства. На выставке многие не знали, что я ее мама, подходили и спрашивали, знаю ли я ее близко, и потом искренне и правдиво хвалили ее работы, хвалили ее как художника. В этот день я тоже хочу похвалить ее, тем более что, как правило я делаю это нечасто, и сказать: «Браво».
Вернисаж посетили представители музеев и институций, критики, галеристы, известные художники и дипломатические лица. Среди гостей присутствовали известные художники Ширин Нешат, Шоджа Азари, Афруз Амиги, Эмилия Кабакова, директор музея Хиршхорна в Вашингтоне Мелисса Чиу, доктор искусствоведения Шива Балаги, директор галереи Barbara Gladstone Каролин Луче и другие представители мирового арт-сообщества. Также среди гостей был постоянный представитель Азербайджана в ООН Яшар Алиев и посол Азербайджана в США Элин Сулейманов. Отпраздновать открытие собралось более трех сотен человек.
Выставка привлекла большое внимание прессы – журнал Interview, основанный Энди Уорхолом в 1969 году, взял у художницы большое интервью, а авторитетный ресурс PaperMag включил “Еду, проезжаю” в список десяти лучших новых выставок Нью-Йорка. Выставка будет работать до 3 июля.
На выставке вниманию публики представлено восемь новых работ. Эти произведения живописи, как и предыдущие ее работы, тематически построены на таких явлениях, как ностальгия и память. Вдохновение для своего творчества Аида Махмудова черпает из природы и апшеронских пейзажей Азербайджана, где она родилась, а в настоящее время живет и работает.
Этой серией работ Аида Махмудова как бы исследует проходящую сущность окружающего мира. В этих полотнах проглядывает природа, городское окружение, архитектоника Азербайджана – тот фон, что подвержен непрерывному и довольно быстрому изменению. Там, где кто-то скорее мог бы увидеть контрастирующие изображения сверкающих новостроек рядом с историческим наследием исламской архитектуры, Махмудова концентрируется на привычных до незаметности простых городских постройках, которые, сливаясь с деревьями, занимают свою неповторимую нишу в образе и ансамбле родного ей города. Размещая эти забытые закоулки на первом плане своих работ, она подчеркивает их значимость в многообразии родного края. Пропитанные устойчивым чувством тонкой ностальгии, ее работы предлагают социально-антропологический взгляд на развивающийся городской пейзаж.
Центральным компонентом произведений Аиды Махмудовой является ее взгляд на память, связь памяти с идентичностью, и на то, как эти два фактора могут непрерывно видоизменяться и «перезаписываться» со временем. Вот как объясняет это сама Аида Махмудова: «Объекты, изображенные в моих работах, сильно заряжены моим личным отношением. Это не только отдельные уголки Баку нынешнего, но и уголки Баку, Апшерона запомнившегося и уходящего, и Баку моего воображения. Каждая картина отображает один стоп-кадр из хроники непрерывно меняющегося городского фона». Эта напряженность сочетания воображаемого с реальным в ее работах достигается благодаря слиянию абстрактных и фигуративных форм, путем создания образов, которые и привлекают, и дезориентируют одновременно.
Галерея Лейла Хеллер находится в районе Челси, хорошо известном своими галереями и пространствами, посвященными современному искусству. Галерея занимается поддержкой и развитием карьер художников, представляющих такие регионы, как Ближний Восток, Турция, Центральная и Юго-Восточная Азия. Работы художников, сотрудничающих с Лейла Хеллер, находятся в коллекциях различных музеев мира, в том числе таких как музей Виктории и Альберта и Британский музей в Лондоне, музей Метрополитэн в Нью-Йорке, культурный центр Жоржа Помпиду в Париже, а также во многих частных коллекциях.
Аида Махмудова родилась в 1982 году в городе Баку – столице Азербайджана, где в настоящее время проживает и работает. Аида закончила Центральный колледж Сент-Мартинс, имеет богатый опыт выставок, в том числе участвовала в 56-й Венецианской Биеннале в составе групповой выставки VITA VITALE. Ее скульптурные инсталляции и живопись демонстрировались на многих международных выставках, в том числе: «Here Today» в Лондоне; «Love Me, Love Me Not» в рамках 55-й Венецианской Биеннале; «Fly To Baku», экспонировалась в Лондоне, Париже, Берлине, Москве, Риме; «Merging Bridges» в Музее Современного Искусства (Баку, Азербайджан). Ее работы хранятся в частных коллекциях, а скульптура «Recycled» установлена на Бакинском бульваре. Аида Махмудова является учредителем и художественным руководителем некоммерческой организации YARAT, созданной совместно с группой художников в 2011-м году. Усилия YARAT направлены на содействие развитию современного искусства и его пропаганды в Азербайджане, а также для создания платформы, обеспечивающей представление творчества азербайджанских художников внутри страны и за рубежом. На последней Венецианской Биеннале, открывшейся в начале мая, YARAT успешно реализовал проект «Союз огня и воды» (The Union of Fire and Water).