Александр Журавский: "Будем стремиться к единству"
Читать на сайте Вестник КавказаВ прошлом месяце, в результате голосования на Большом выборном круге, Терское войско обрело своего легитимного атамана. Срок совсем небольшой, но насущные казачьи задачи новому руководителю приходится решать уже сейчас. Несмотря на серьезную загруженность, он прокомментировал "Вестнику Кавказа" суть и основные направления своей работы.
- Александр Вячеславович, первый вопрос – из предыстории выборов. Трудно ли далось решение дать согласие избираться сразу на два атаманских поста?
- Да, это было непростое решение. Но оно было принято осознанно и взвешенно, с пониманием всего объема задач, которыми предстоит заниматься. Причем, делать это одновременно - как в Ставропольском казачьем округе, так и в других окружных обществах Терского войска, располагающихся в республиках СКФО.
Везде имеются свои первоочередные проблемы, требующие скорейшего разрешения. Есть и текущие направления работы, которые необходимо продолжать и развивать. Я принял решение выдвинуть свою кандидатуру на выборах войскового атамана, поскольку убежден - только с опорой на самый многочисленный и крупный Ставропольский округ, а также при поддержке окружных атаманов в Северной Осетии-Алании, Чечне, Кабардино-Балкарии и Дагестане, мы будем действовать единой командой. И максимально эффективно.
- Как вы оцениваете обстановку, сложившуюся в войске перед вашим избранием?
- Я бы не стал называть в целом положение Терского войска критическим. Да, определенные проблемы есть, мы их решаем давно и целенаправленно, и эта работа будет продолжена. Но теперь наши усилия будут более скоординированными. Казаки отчетливо понимают приоритеты, видят возможности для позитивных изменений, и, что самое главное, – хотят и могут работать на развитие войска. Это они доказывали уже не раз.
В последнее время вокруг Терского войскового казачьего общества произошел некий информационный всплеск, по большей части негативный, связанный с временным отсутствием законно избранного атамана. Со стороны, видимо, представлялось по-разному: кто-то кричал о "тупике", кто-то заявлял чуть ли не о развале войска. Но ведь очевидно, что все наши территориальные подразделения, все окружные, районные, городские и хуторские общества - как были, так и существуют, как работали, так и работают. А разногласия – это естественно для любой организации, они есть даже в каждой семье.
В казачестве они не столь критичны, поскольку касаются скорее методов реализации программной работы. А цели наши остались прежними. Терское казачье войско – это один из важнейших стабилизирующих факторов на Северном Кавказе, потому что реестровое казачество является стратегическим партнером руководства страны. Это заявлено на самом высоком государственном уровне.
Наиболее стабильным в своем развитии было и остается Ставропольское окружное казачье общество - самое крупное в Терском войске. Оно представляет и в целом по СКФО, и в составе войска серьезную государственную силу. Другие же окружные общества имеют ряд определенных проблем, которые требуют внимания и подхода - как со стороны руководства Терского войска, так и со стороны органов исполнительной власти различных уровней. Но все эти вопросы решаемы.
- Результаты голосования на выборном круге и отзывы в СМИ после его итогов свидетельствуют о поддержке, оказываемой вам со стороны широких казачьих масс. Как вы оцениваете ответственность, которая сегодня лежит на вас? В чем она заключается, и перед кем вы ее испытываете?
- Свою ответственность ощущаю, прежде всего, перед казаками всего Терского казачьего войска. Как человек военный, я привык принимать решения, брать на себя ответственность за результат и выполнять поставленные задачи. А избрание атаманом - как древняя, вековая традиция: и задача, и наказ, данный казачьим братством.
Со времен Запорожской Сечи – колыбели казачества – на круге выкрикивали имя того, кто, по мнению казаков, был способен решать жизненно важные вопросы: повести войско в поход, обеспечить провиантом и фуражом на зимний период, произвести справедливое распределение ресурсов. Атаманская булава потому и тяжела – из-за своейогромной ответственности.
Сейчас перед казачеством стоят задачи, разумеется, несколько иные, более современные. Это государственная служба, которую надо привести к балансу между высоким спросом на нее в казачьей среде и предложением от государства. Это взаимодействие с органами власти и местного самоуправления при реализации совместных мероприятий, которые утверждены региональными и местными программами развития казачества.
Сегодня, к сожалению, не вполной мере реализуется наше участие в муниципальном управлении, и решение этой проблемы требует усиления роли казачьих обществ в жизни поселений. При этомнеобходимо использовать уже наработанный опыт. Конечно, при этом следует сознавать, что важнейшая функция казачества – поддерживать государственную политику. Казачество было, есть и будет оплотом российской государственности.
- Что вы считаете своими главными задачами на сегодняшний день? Формирование кадрового состава, совершенствование структуры войска, его экономическое развитие, меры в области казачьего образования, вопросы взаимодействия с государственными структурами?
- Что касается кадрового состава – мы занимаемся этим в постоянном режиме: проводим строевые смотры, ведем учет членов казачьих обществ, регулярно занимаемся чинопроизводством. И эта деятельность будет продолжена, как и работа по консолидации казачества.
Основных задач, стоящих перед войском, несколько. Это инициация принятия законов о развитии казачества в субъектах федерации, входящих в Терское казачье войско, как принято это в Ставропольском крае и в Республике Северная Осетия-Алания. Далее - создание органа исполнительной власти, который бы отвечал за развитие казачества в республиках и за реализацию концепции развития российского казачества. Третье - создание казачьих культурных центров в каждом субъекте федерации, как это сделано в Ставропольском крае. Может быть, не таких уж крупных центров, но совершенно необходимых- для нормальной координации работы, для развития казачьего кадетского образования, патриотического воспитания нашей молодежи, сохранения фольклора и культуры. И четвертое - проведение работы в казачьих обществах о выдвижении наиболее достойных казаков на ответственные должности в органы исполнительной и законодательной власти.
- Войсковой атаман находится в Ставрополе, а штаб ТВКО - во Владикавказе. Удастся ли консолидировать их усилия в достижении общих целей? Не помешает ли расстояние?
- Я не вижу здесь никакого противоречия и никакой проблемы. Штаб Терского казачьего войска исторически находился в городе Владикавказе и существует там по сей день. Это исторический факт и данность. Территориальное расположение войскового штаба никогда не мешало войску в работе и никак не влияло на общую координацию.
Переносить штаб в Ставрополь не имеет практического смысла, потому что здесь уже много лет работает оперативная группа Терского войска, которая и решает поставленные задачи. В век информационных технологий, интернета и мобильных телефонов не стоит беспокоиться об удаленности Ставрополя от Владикавказа. Это сегодня не расстояние.
Войско полностью располагается на территории Северо-Кавказского федерального округа, возглавляемого полномочным представителем президента РФ, которому подотчетны все руководители субъектов. И это, вне сомнений, будет способствовать дальнейшему развитию ТВКО.
Невесть откуда взявшаяся "проблема" координации казачества из-за существования штаба во Владикавказе, о которой вдруг почему-то заговорили, по своей сути не является проблемой ни для кого.
- Как вы могли бы охарактеризовать основные вопросы взаимоотношений с нереестровым казачеством? Сотрудничество или противостояние? Возможен ли консенсус в выполнении главных задач по развитию Терского войска?
- Наряду с реестровыми казачьими обществами осуществляют свою деятельность и общественные организации казаков. И те, и другие ставят перед собой свои задачи развития, в соответствии со своими уставами. Исходя из этого, выполнение главных задач по развитию Терского войскового казачьего общества – внутренняя работа именно казаков ТВКО.
Противостояние в данном случае исключено: каждый на своем месте делает то, что должен. Что же касается взаимодействия, оно уже осуществляется, в той или иной степени. Мы всегда приглашаем братьев-общественников на наши круги.В частности, на выборном круге Ставропольского округа присутствовал заместитель атамана краевого общественного движения "Ставропольское казачье войско" Павел Деев, и это не первый и не единственный такой случай.
Наши казаки участвуют в совместных спортивных и праздничных мероприятиях, оказывают различную помощь администрациям городов и поселений, приходам Русской православной церкви. Реестровые казаки – это, прежде всего, те, кто несет обязательства по несению государственной службы. Общественные же работают на благо государства и общества в соответствии со своими учредительными документами.
Из всего сказанного можно сформулировать нашу общую задачу – дальнейшее бесконфликтное объединение усилий для укрепления позиций казачества на Северном Кавказе. Путем взаимодействия и сотрудничества.