ЕC перейдет к двусторонним отношениям со странами "Восточного партнерства"
Читать на сайте Вестник КавказаВ Риге проходит второй день саммита "Восточного партнерства". Этот проект предусматривает политическую ассоциацию и экономическую интеграцию ЕС с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Последние три страны в прошлом году подписали соглашения об ассоциированном партнерстве с ЕС, но еще до саммита стало понятно, что Украине и Грузии не будет предложен безвизовый режим с ЕС, как того ожидали в Киеве и Тбилиси. В Еврокомиссии сочли, что Украина и Грузия добились значительного прогресса на пути к отмене виз, но им еще предстоит проделать для либерализации визового режима большую работу в разных областях. Кроме того, уже очевидно, что в итоговом документе саммита упомянут вопрос Крыма в той или иной форме, но слова "аннексия" в нем не будет.
Некоторые эксперты считают, что программа "Восточного партнерства" после саммита претерпит существенные изменения.
Заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов напоминает, что "проект в свое время был инициирован Польшей и Швецией. Германия, от которой ожидали, что она будет во многом конципировать данный подход, отошла в сторону. Не будем забывать, 2009 год не только кризисный в экономическом плане, но и в политическом. Конфликт август 2008 года между Грузией и Россией, выступление Владимира Путина на Мюнхенской конференции, которое было не понято европейским и мировым сообществом – наложили отпечаток на такой подход Европейского союза в лице двух государств, где изначально Россия была исключена из этих механизмов Евросоюза".
По словам Белова, "Евросоюз настаивает, что Россия была приглашена [к участию в проекте], но Россия была приглашена на неравноправных условиях. Этот подход исключил одного из игроков на евразийском пространстве, Россию, из этого интеграционного проекта, не предполагающего членства этих шести стран в ЕС. Изначально был постулат о том, что ЕС имеет свои количественные и качественные границы расширения. Поэтому был предложен некий переходный вариант политического и экономического ассоциированного сотрудничества. Все шесть стран стали волей или неволей выводится из постсоветского интеграционного пространства, где Россия выступила в качестве интеграционного поля, предлагая свое видение интеграции. Евросоюз изначально это не устроило. Именно поэтому Россия заняла существенно окрашенную в отрицательные тона позицию.
То, что эти шесть стран выдавливаются из интеграционного пространства, которое является предметом существенных интересов России, стало ясно за неделю до проведения вильнюсского саммита в ноябре 2013 года, когда президент Украины принял решение отложить подписание документов об ассоциации. Во многом этот подход двусторонних отношений без учета интересов России спровоцировал развитие событий на Украине по самому неблагоприятному сценарию".
По мнению Белова, "все шесть стран "Восточного партнерства" имеют разный потенциал. (Это проблема, кстати, и Евразийского экономического союза). Совершенно разные народнохозяйственные комплексы, которые сейчас пытаются объединить в единый механизм взаимодействия, в первую очередь в экономическом направлении, исключив многие политические составляющие, привели к тому, что ЕС вынужден переходить к индивидуальным отношениям, которые фактически разрушают сам проект и переводят его в другую плоскость".