ЕАЭС может обзавестись собственным пространством
Читать на сайте Вестник КавказаВыступая в пятницу на Астанинском экономическом форуме, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать Объединенное Евразийское экономическое пространство.
"Я предлагаю создать объединенное Евразийское экономическое пространство. Нам важно принять единые правила, которые учтут национальные интересы всех участников, в то же время будут направлены на устранения барьеров, повышение взаимовыгодной интеграции", — цитирует его "Интерфакс".
"В рамках Объединенного Евразийского пространства необходимо создать постоянно действующую площадку. На этой площадке будут вырабатываться предложения по развитию континента, повышению уровня интеграции между ее членами", - сказал Назарбаев. Подобной площадкой, по его словам, "может стать Астанинский экономический форум".
Директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что первая составляющая единого Евразийского экономического пространства будет сформирована уже в 2015 году – речь о едином энергетическом пространстве. "Вне зависимости от единого энергетического пространства или параллельно с ним будет формироваться транспортно-логистическое пространство, тем более что рассматриваются такие глобальные проекты, как Великий китайский шелковый путь, связанные с развитием трансъевразийского пояса развития. Следующее направление – формирование единого индустриального пространства. В целом единое экономическое пространство – это углубленная интеграция, которая идет поэтапно, начиная с выстраивания и оптимизации взаимодействия на уровне ключевых отраслей и инфраструктуры", - пояснил Лепехин.
Эксперт напомнил, что стратегия по организации Евразийского экономического пространства имеет давнюю историю. "Нужно иметь в виду, что Казахстан еще в 2010 году принял индустриальный план своего развития, согласно которому республика мыслится уже не как отдельно взятая страна, а как часть евразийского пространства. План предполагает, к примеру, разработку месторождений при одновременном развитии переработки получаемого сырья, подготовку кадров в России, получение оборудования в Белоруссии, экспорт сырья в зарубежные страны и так далее. Идея единого евразийского пространства продумана Назарбаевым давно и реализуется на уровне Казахстана, соответственно, другие страны Евразийского союза к этому постепенно подключаются. В этом году будет встраиваться в эту систему и Кыргызстан", - ожидает он.
По его словам, единое евразийское экономическое пространство позволит добиться нескольких целей. "Первое – это наличие национальных индустриальных планов у каждой страны. Второе – совместные трансъевразийские проекты с едиными коммуникациями. К примеру, энергетика требует согласованных позиций. Направления известны, они связаны с углубленной отраслевой интеграцией, прежде всего", - заключил Владимир Лепехин.
Политолог, руководитель общественного фонда "Мир Евразии" Эдуард Полетаев, в свою очередь, назвал предложение Нурсултана Назарбаева "миротворческой инициативой, имеющей прикладной характер". "Она направлена как на развитие сотрудничества между ЕАЭС и ЕС, так и на реализацию задачи по превращению Казахстана в транспортно-логистический хаб Евразии. Во всем этом высока роль транспортной составляющей, желания ряда стран переориентировать основные грузопотоки между Азией и ЕС и обратно с моря на сушу. ЕАЭС постепенно подключается к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которому в настоящее время придается большое значение", - заметил Полетаев.
"Транзитный потенциал – это один из мощнейших потенциалов, его часто называют главным стратегическим вопросом, который наши страны могут решить в рамках евразийской интеграции благодаря возможности выхода на глобальные рынки. Считается, что расположение между зоной Юго-Восточной Азии, или Азиатско-Тихоокеанского региона, и Европейским союзом позволит заработать гораздо больше денег, чем это имеет место быть сейчас. Это путь преодоления замкнутости нашего региона. Проект строительства высокоскоростной магистрали Пекин-Астана-Москва обсуждается на самом высоком уровне. А финансовую поддержку окажет Китай в рамках проекта "Шелкового пути"", - добавил эксперт.
По словам Эдуарда Полетаева, транспорт и логистика должны поддерживать стратегические планы государств. "На транспорт в Казахстане давно делается достаточно серьезный акцент, еще с первых лет независимости. Не всегда это было связано с работой в рамках ЕАЭС, транспортный потенциал рассматривался в рамках ШОС, до этого – в ЕврАзЭС и так далее. Это традиция, следствие геополитического положения Казахстана. В стране в рамках системной инфраструктурной программы "Нурлы жол" уже проводится работа по развитию транспортно-логистической сферы. В этом ключе неслучайна инициатива о создании международного финансового центра в Астане и перевода в столицу из Алматы Национального банка страны. Высокоскоростная магистраль из Китая в Москву должна пройти через Астану, что еще более возвысит ее дальнейшие перспективы", - полагает руководитель общественного фонда "Мир Евразии".
В ходе Форума президент Казахстана выступил также за создание зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом. "Заинтересованность в свободной торговле с Евразийским экономическим союзом уже выразили 40 стран. Исключительно выгодным было бы подписание такого соглашения между Евразийским союзом и Европейским союзом", - сказал Назарбаев.
"Я думаю, что это будет, поскольку это взаимовыгодно", - добавил он.