Кавказская война: Итоги важнее причин
Читать на сайте Вестник КавказаОфициальная дата, закрепляющая победу Российской империи в Кавказской войне – 21 мая 1864 года. Именно в этот день царские войска заняли последний очаг сопротивления черкесского племени убыхов - урочище Кбааду (ныне населенный пункт Красная поляна Краснодарского края). Он и считается моментом окончания военных действий, несмотря на то, что фактически сопротивление горцев еще продолжалось до конца года. А стихийные восстания в Чечне и Дагестане периодически вспыхивали на протяжении десятилетия.
Даже сегодня, когда со дня описываемых событий прошел уже 151 год, попытки разыграть националистическую карту на политическом сукне современного Северного Кавказа, используя выдернутые из контекста факты и обстоятельства, продолжаются. При этом полностью игнорируется объективная реальность.
На тему Кавказской войны существует великое множество научных и околонаучных работ – она вызывает неизменный интерес исследователей на протяжении многих лет. Весьма актуальны эти вопросы и сегодня. В том числе, и в силу заметной активности внешних сил по «нащупыванию слабых точек» в умонастроениях жителей региона.
Казалось бы, все уже давным-давно расписано и доказано: империя защищала свои границы и геополитические интересы, а горцы сражались за свою независимость. Но, как говорится, есть нюансы. Дело в том, что базисные положения нередко трактуются с «перетягиванием одеяла» на себя. Происходит не объективное осмысление исторических фактов, а манипулирование умами и настроениями потомков участников тех трагических событий. Чистая психология, которая учитывает обостренно-личностное восприятие этой темы множеством людей. Примеры найти нетрудно.
Миф первый. Империя воевала против горских народов с целью их непосредственного уничтожения. Не так. Царская Россия вершила в регионе государственную политику, и ключевыми ее противниками были мощные державы того времени. Горские народы попали между жерновов интересов и амбиций сильнейших государств. Трагедия? Безусловно. Как отдельных людей, так и малочисленных этносов в целом. Но присутствовал ли геноцид и стремление во что бы то ни было стереть с земли не только физическую основу, но и память о гордых горцах? Ничего подобного.
Шла война. Война страшная, жестокая и беспощадная. Враг на поле сражения уничтожал другого врага. Побеждал более сильный. Но речь не шла об искоренении народов - по национальному либо по религиозному признаку. Напротив. Примеров союзнических отношений с Россией многих представителей Кавказа предостаточно. И это не только случаи куначества, но и по-настоящему тесное военное сотрудничество с отдельными государственными образованиями на Кавказе. Примеров много, достаточно посмотреть на соотношение сторон противостояния в данном конфликте - в любом справочном материале по этой теме.
В русской армии сражалось немало добровольных подразделений из армян, грузин, татар, чеченцев и представителей иных кавказских народов. И они воевали весьма достойно. Среди офицеров кавказской армии присутствовало множество представителей местных этносов. Князь Мещерский в своем путевом дневнике, изданном в 1876 году, писал: «Кавказ был завоеван как оружием русских…, так и оружием туземцев Кавказа…». Те, кто об этом забывает – предают память истинных патриотов своей земли, которые желали для нее лишь процветания и мира.
Можно еще рассуждать на тему, что бы стало со многими малыми народами Кавказа, если бы они не вошли в состав огромной сильной державы. Судьба некоторых ранее весьма заметных этносов на других территориях планеты, которые ныне не только утратили самоопределение, но и самоидентификацию, говорит о многом. Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения. Что произошло – то произошло. Время назад не вернуть.
Миф второй. У кавказцев отсутствовал позитивный выбор, они были обречены либо на «многовековое рабство», либо на тотальное уничтожение. Ложь. Несмотря на оголтелую критику концепции добровольного вхождения народов Кавказа в состав России (которая особенно проявилась в период «парада суверенитетов» 90-х годов), игнорировать объективные факты ненасильственной солидаризации в этом процессе невозможно.
Воевали не народы. Воевала военно-политическая элита. Народы же хотели жить мирно и были готовы если не к ассимиляции, то уж наверняка - к мирному сосуществованию. Подтверждением этому может служить дальнейшее гармоничное и равноправное развитие кавказских этносов в территориальных границах России. Им были гарантированы религиозная свобода и социально-культурное развитие – как в царский, так и в советский периоды. Эта тенденция продолжилась и реализовалась в современных условиях настолько, что попросту потеряла актуальность для обсуждения.
О каком же «российском рабстве» может идти речь, если в дальнейшем кавказцы неоднократно своими беспримерными военными и трудовыми подвигами доказывали лояльность и преданность своему государству? Достаточно вспомнить подвиги сынов Кавказа во время Великой Отечественной войны. Разве рабы так защищают своих рабовладельцев? Нет. Так граждане единой великой страны отстаивают свою Родину.
О каком притеснении прав кавказских национальностей может идти речь, если и в царские, и в советские времена, и в современной реальности представители горного края играли и играют огромную роль в жизни величайшей страны, а также реально влияют на ее дальнейшее развитие? Примеры по персоналиям настолько очевидны, что их даже нет нужды приводить!
Тем, кто сегодня по указке заокеанских дирижеров сегодня поет о пресловутом «кавказском геноциде», следует напомнить о действительно настоящем геноциде, совершенном предками госдеповских кураторов цветных революций – об уничтожении колонизаторами коренного населения Северной Америки. Почему-то не принято вспоминать, сколько миллионов аборигенов было тогда фактически истреблено в процессе «цивилизации коренных народов». А еще больше не любят наши «зарубежные партнеры» поднимать тему, в каком состоянии сегодня находятся остатки коренных племен континента на территории нынешних США. Деградация и вымирание в резервациях - либо полная ассимиляция.
В таком ли положении на сегодняшний день в России «покоренные» кавказские народы? Ответьте себе на этот вопрос сами. Только честно.
Миф третий – о перманентности Кавказской войны. Мол, никогда она и не заканчивалась. Сопротивление скрыто, но живет. Вольный край рано или поздно скинет иго имперских завоевателей и обретет долгожданную свободу. Таким образом, на смену провалившегося лозунга-вопроса «Нужен ли России Кавказ?» следует противоположный, но замешанный на том же тесте: «Нужна ли Россия Кавказу?»
Типичная провокация, изощренная ложь, основанная на подмене понятий. Ибо немногочисленная горстка экстремистов, науськиваемая из-за рубежа, безосновательно продолжает ассоциировать себя со всем населением региона. Увы, определенная часть этого населения (особенно из числа молодежи) опрометчиво клюет на провокации, заражаясь идеями сепаратизма. На них и расчет. К счастью, это не является определяющей тенденцией. Народ, в своем большинстве, понимает: вопросы «кто кому нужен?» – совершенно не имеют под собой рациональной основы. Кавказ – это Россия. Россия – это Кавказ в том числе.
Помнится, в самый разгар первого чеченского конфликта автор этих строк имел беседу со среднестатистическим жителем мятежной республики. Вполне успешным предпринимателем средней руки, честно зарабатывающим все предыдущие годы свой честный кусок хлеба с маслом. Он говорил следующее:
«Зачем мне война? У меня есть все: дом, родители, два сына и дочь, жена. У меня был свой бизнес, который я делал честно вместе с людьми, у которых не спрашивал национальности. У меня есть свобода и честь. Кто у меня их отнимет? Никто. Мне не нужна война, мне нужен мир. Я не знаю, что мне здесь сейчас делать. Наверное, уеду в Москву или Питер, пережду там…».
Нужно ли говорить, что такого же мнения придерживались многие жители республики? Но их желания не учитывались, за них все решили тогда другие, чьи фамилии известны. Предпринимаются активные попытки определить за людей их собственную судьбу и сейчас.
Можно вспомнить еще много мифов и спекуляций по поводу сегодняшней даты. Зачем? Они, к сожалению, неминуемо будут произнесены в связи с годовщиной Кавказской войны на страницах определенного сорта информационных ресурсов. Вот только не стоит заблуждаться, с какой целью это будет сделано.
И тут еще раз уместно вспомнить великого поэта, дагестанца по национальности, гражданина мира и сына великой страны Расула Гамзатова: «Мы в Россию добровольно не входили и добровольно из нее не выйдем».
В этих словах - глубочайший смысл. Включение Кавказа в состав империи сопровождалось многими трагическими обстоятельствами. Но оно, в конечном итоге, оказалось судьбоносным. Малые народы Кавказа получили лучший шанс на сохранение своей культуры, языка, традиций, самобытности и верований – не в самоизоляции, а в дружной семье других этносов огромного государства. И эту новую реальность они готовы отстаивать.
В теме сегодняшнего дня – «День окончания Кавказской войны» - ключевым является слово «окончание». Война закончилась 151 год назад. И, слава Богу, что закончилась. Остановилась смерть, остановились массовые трагедии и лишения. Любой мир лучше войны. Тем более что будущее показало не только безопасные аспекты мирного процесса, но и его перспективы для дальнейшего развития кавказских народов.
Это дата, в которой немало трагизма. Но блага в ней неизмеримо больше. Всем, кто связывает свои помыслы с миром и созиданием, это объяснять не нужно.