Спасет ли Грузия лари?
Читать на сайте Вестник КавказаМинистр финансов Грузии Нодар Хадури заявил сегодня, что надеется на стабилизацию курса лари в ближайшем будущем.
"Правительство Грузии делает все, чтобы в ближайший период курс стабилизируется, и я надеюсь, что курс не только стабилизируется, но и станет ниже, в соответствии с тем как будет развиваться ситуация" - заявил министр финансов, отметив, что обесценивание национальной валюты - это серьезная проблема, которая вызвана шоками извне и психологическим фактором, - цитирует "Новости-Грузия".
В то же время президент Национального банка Грузии Георгий Кадагидзе заявил, что на среднесрочный период все факторы, действующие на обменный курс лари, исчерпаны.
"Сокращение импорта на 18% в апреле означает, что уровень обесценивания лари уже оказывает влияние на платежный баланс. Именно поэтому, с учетом других факторов, мы не ждем обесценивания в среднесрочный период, что же касается краткосрочного периода, то на него влияют ожидания, которые формируются на рынке, в том числе из-за заявлений", - заявил Кадагидзе.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" глава Центра европейских исследований Каха Гоголашвили, у правительства и Национального банка Грузии есть достаточно инструментов для стабилизации курса лари.
"В принципе, Национальный банк, как было сообщено, не собирается агрессивно вмешиваться в вопрос стабилизации обменного курса. Но к этому моменту используются неинтервенционные механизмы, которые у них есть для того, чтобы как-то все-таки задержать падение обменного курса. Что касается правительства, то у него есть возможность перераспределить, если каким-то образом не сократить финансирование определенных правительственных, бюджетных программ, то хотя бы уточнить и перераспределить их финансирование таким образом, чтобы в будущие месяцы уменьшилась нагрузка на рынок - в смысле, подача грузинской валюты на рынок", - отметил эксперт.
Что касается других механизмов, то вопрос, также стоит о приватизации, определенных объектов и о мерах по привлечению инвестиций в Грузию, - считает Гоголашвили.
"Правда, мне немного непонятно, как это можно сделать в краткосрочной перспективе, но я думаю, что грузинское правительство собирается создать определенные положительные ожидания через улучшение инвестиционного бизнес-климата в стране, и таким образом добиться стабилизации. Я не думаю, что есть какие-то другие механизмы, не думаю, что грузинское правительство собирается брать дополнительные долги или применить какие-то механизмы рефинансирования и так далее. Но, в конечном счете, все дело первым долгом упирается в создание лучшего инвестиционного климата, что, наверное, должно быть обеспечено через какие-то новые программы, новые подходы именно по решению бизнеса в Грузии", - считает экономист.
Что касается вопроса, каким на сегодняшний день должен быть курс лари и что для этого нужно сделать, глава Центра европейских исследований заявил, что есть планы довести курс национальной валюты до отметки 1,8, но он считает их малореальными.
"Скорее всего, курс лари пока может остановить падение и постепенно уменьшиться на 10 или 15 пунктов. Но не думаю, что дальнейшее уменьшение пошло бы на пользу грузинской экономике. Можно укрепить, конечно, курс лари какими-то специальными методами - например, моментальной интервенцией. Но это будут спекулятивные атаки. И то, что может и должно сделать государство - это как-то укрепить курс именно в тех рамках, в которых осуществляются эти спекулятивные атаки, то есть где-то в районе 15 пунктов. Если сейчас доллар стоит 2,35 лари, то до 2,20 его можно реально довести через укрепление положительных ожиданий и прекращение каких-то спекулятивных операций", - уверен Гоголашвили.
Эксперт отметил, что на курсе лари заметно сказывается имплементация соглашения "О зоне свободной торговли с Евросоюзом": "Экспорт в европейские страны явно растет. И он достаточно сильно вырос - где-то в районе 20% как минимум. И это, видимо, и есть эти положительные ожидания. С другой стороны рынок ЕС на данный момент в финансовом плане более устойчивый и есть больший спрос, чем на рынках бывшего СССР, на рынках СНГ, где, мы знаем, спрос очень сильно упал, потому и грузинский экспорт в направлении стран СНГ упал очень сильно - на 40%, насколько я знаю. То есть в конечном счете, Соглашение об ассоциации играет заметную роль в укреплении экспорта", - подытожил Каха Гоголашвили.
Редактор журнала "Экономика Грузии" Эмзар Джгереная оказался более осторожным в оценке возможностей правительства и по стабилизации курса национальной валюты.
"У самого правительства инструментов для этого очень мало. Это долгосрочные инструменты повышения экспортного оборота и увеличения объема инвестиций. Обменный курс - это дело Национального банка. У него есть оперативные рычаги, на которые можно нажать. Что касается министра финансов, у него таких оперативных рычагов нет", - уверен эксперт.
Что касается вопроса, каким на сегодняшний день должен быть курс лари и что для этого надо сделать, экономист заявил, что курс для начала Национальному банку необходимо остановить обменный курс на уровне 2,20 лари за доллар, назвав эту планку точкой равновесия лари к доллару.
На вопрос, насколько на курсе лари сказывается имплементация соглашения "О зоне свободной торговли с Евросоюзом", редактор журнала "Экономика Грузии" отметил, что пока это соглашение работает очень туго: "Да он поднимается, но не так, как хотелось бы. Потому что основной упор делается на соглашение и в основном - на увеличение экспорта. Я думаю, что через несколько месяцев, через несколько кварталов - да, преобладать будет соглашение, а на данном этапе это не дает никаких лобби", - заключил Эзмар Джгенерая.
Напомним, национальная валюта Грузии начала активно обесцениваться с 20 ноября прошлого года, и по итогам последних торгов курс был установлен в размере 2,3632 GEL/$1. С начала текущей недели курс доллара вырос почти на три тетри или на 1,2%.