Россия обнулит пошлину на нефть

Читать на сайте Вестник Кавказа

Снижение пошлин на нефть и нефтепродукты неизбежно, оно может поэтапно продолжиться после 2018 года, а к 2025 году пошлины могут быть обнулены, - об этом сегодня заявил директор налогового департамента Министерства финансов России Илья Трунин. Планируется, что обсуждать график и параметры Минфин будет в 2018-2019 гг, когда проанализирует последствия трехлетнего налогового маневра.

"Маневр сделал отмену пошлин реальной. После 2018 года будет удобный момент. Отменить 30%-ную пошлину легче, чем 42%-ную, особенно при низких ценах на нефть", - отметил Трунин, не сообщив при этом, вырастет ли НДПИ.

Пошлина на сырую нефть в этом году составляет 42%, к 2018 году будет снижена до 30%, одновременно налог на добычу полезных ископаемых для нефти вырастет с текущих 775 до 918 р. Также до 30% будут снижены пошлины на светлые нефтепродукты (для дизельного топлива сейчас 48%, для бензина - 78%), на темные, наоборот, вырастут с 76 до 100%.

"Пошлины должны быть экстренным способом реагирования, а не частью налоговой системы. А сейчас это не только доходы бюджета, но и, по сути, форма субсидирования нефтепереработки: пошлина сдерживает внутреннюю цену на нефть. Еще одна форма поддержки - разница между пошлинами на сырую нефть и нефтепродукты, что стимулирует экспорт нефтепродуктов, а не сырой нефти", - сказал депутат.

По его словам, 2025 год – крайний срок отмены пошлин. При этом Трунин отметил, что это может произойти и быстрее. "Сейчас в режиме свободной торговли ЕАЭС есть изъятия (квоты и компенсации пошлин), к 2025 г. их снимут - помощь Белоруссии возрастет еще больше. Белоруссия, опасаются чиновники, может еще и установить при экспорте за пределы ЕАЭС пошлины ниже российских и российским компаниям будет выгоднее экспортировать нефть через Белоруссию. Такой режим совершенно нелогичен", - заключил директор налогового департамента Министерства финансов России.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, практика экспортной пошлины является достаточно уникальной и как правило за рубежом не используется. Политика по снижению экспортной пошлины, которая сейчас проводится, является необходимым шагом в рамках интеграции со странами-участницами ЕАЭС. Если сейчас не снижать экспортные пошлины, то может получиться так, что российская нефть будет без оплаты пошлины переходить в соседние страны и экспортироваться уже оттуда. В этом случае доходы будут идти не в российский бюджет. Естественно, это не очень привлекательно для страны. Именно поэтому идет политика по резкому снижению экспортных пошлин. Но это компенсируется повышением налогов на добычу полезных ископаемых. Баланс бюджета должен быть соблюден. Если он теряет на таможенной выручке, то соответственно, деньги приобретаются в другом месте, в данном случае в нефтедобыче. Это нормально", - отметил эксперт.

"На объемах добычи это должно не сильно отразиться, поскольку изъятие в одном месте компенсируется изъятием в другом месте. Если бы снималась экспортная пошлина, но при этом не повышался НДПИ, то возможно, это давало бы определенный ориентир для компаний, что надо добывать больше и можно заниматься более затратными проектами. Сейчас этого нет. Кроме того, сейчас параллельно рассматриваются проекты введения налогов на финансовый результат, проводятся эксперименты. И вполне возможно, если они будут успешны, то где-то после 2020 года мы можем перейти на эту схему налогообложения. Вместе с тем, естественно, в рамках НДПИ действует множество всяких разных исключений по различным проектам", - пояснил он.

"Если резюмировать: это никак не повлияет на объемы добычи, а на цены на внутреннем рынке повлияет в сторону повышения, поскольку у нас цены традиционно считаются как нетбэк от внешних рынков.Любой производитель всегда выбирает, что ему лучше, поставить на внутренний рынок или на внешний. Если этой границы в виде экспортной пошлины нет, то внутренний рынок подтягивается к экспортному. Поэтому цены внутри России будут расти, что уже сейчас происходит в рамках налогового маневра и в рамках того, что эти пошлины поэтапно снижаются, а НДПИ растет. Расти они будут до того момента, как экспортная пошлина обнулится в цене", - сказал аналитик.

"Что касается объемов переработки, то они связаны с механизмом налогового регулирования. Экспортная пошлина даже сейчас не смогла бы существенно повлиять на объем переработки, если бы при этом не вырос НДПИ. А поскольку он вырос, то есть проблемы с маржей нефтепереработки. Полагаю, что в ближайшее время повысятся риски для маленьких НПЗ. Особенно это касается заводов, которые в последнее время не модернизировались. Они начнут постепенно уходить с рынка, уступая свою роль более крупным игрокам", - подчеркнул он.

Касаясь внешних факторов, способствующих постепенному снижению пошлин, эксперт обратил внимание на интеграционные процессы. "Если мы хотим создать общий рынок, то на нем должны быть общие условия. Сейчас наша продукция в рамках общего рынка без пошлины уходит в соседние страны. То есть здесь мы уже ничего не получаем. Раз уж у нас уже пошла торговля с этими государствами, которые в свою очередь могут перепродавать дальше, не платя никакой пошлины, то вполне логично совсем убрать эту пошлину, а те недополученные доходы получать с налога на добычу. Тогда получится, что бюджет будет получать доходы в том числе от той нефти, которая поступает на территорию Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении и так далее. Поэтому главной целью на сегодняшний день, особенно в условиях непростой экономической ситуации, является обеспечение стабильности доходов бюджета таким образом, чтобы не было выпадающих доходов", - отметил Кулагин.

При этом он выразил мнение, что вероятность того, что государство откажется от курса на обнуление пошлин, не так высока. "Уже принят налоговый маневр. Он работает. Его можно как-то корректировать, модифицировать, можно продлевать его дальнейшее действие за рамки принятого, а принят он на три года. Но в общем нет смысла для того, чтобы вернуть пошлины на какой-то уровень. Более того, есть некоторые обязательства в рамках ВТО. В рамках ВТО пошлины традиционно можно понижать, но нельзя их повышать. Соответственно, если Россия берет на себя обязательства по понижению пошлин, то повышения обратного уже не должно быть. Можно удержать действующие пошлины на какое-то время. Это возможно и такое решение правительство может принять, но в принципе, такого сигнала рынка, которое диктовало бы целесообразность принятия этих решений, сейчас нет. Пока больше сигналов к уходу от экспортной пошлины. И это не только российская, это действительно мировая практика. Экспортные пошлины себя немножко уже изжили. Тем более в контексте интеграционных процессов, где будет свободная торговля, в которой будут развиваться какие-то общие пространства. Здесь уже действительно нужны будут немного другие механизмы налогообложения", - заключил эксперт.

По мнению старшего аналитика "Уралсиб Кэпитал" Алексея Кокина, снижение пошлин на нефтепродукты приведет к росту цен на них. "Постепенно повысятся цены на дизель и на мазут, а вот на бензин скорее всего нет, поскольку бензиновый рынок напрямую не связан с экспортными поставками. Что касается всей отрасли, то все зависит от того, как будет меняться другой основной налог нефтяной отрасли - налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сейчас в рамках налогового маневра происходит снижение пошлины в 2015-2017 году и повышение ставки НДПИ. В будущем, начиная с 2018-го и до 2025-го года, когда возможно будет обнулена пошлина, скорее всего, следует ожидать дальнейшего роста налога на добычу полезных ископаемых. Этот график будет так устроен, что нефтедобывающая отрасль не понесет при этом каких-то серьезных убытков. Наибольшему риску подвергнется нефтепереработка, поскольку прибыль от переработки существенно зависит от соотношения пошлин на нефть и пошлин на нефтепродукты. Если эти пошлины просто обнулятся, то наша переработка в ее нынешнем виде обанкротится. Естественно, что к 2025 году Минфин рассчитывает на значительную модернизацию всех этих производных", - считает он.

При этом эксперт обратил внимание на то, что пошлины устанавливаются правительством по собственному усмотрению, но не выше того уровня, который предусмотрен законом. "Повысить пошлину выше законодательно разрешенного уровня оно не может, но снизить имеет полное право. Снижение пошлины является частью правительственной политики налогового маневра. Суть в том, чтобы уйти от пошлин и перейти к прямому налогообложению. С этой целью в Налоговый кодекс были внесены изменения, позволяющие нарастить НДПИ в 2015-2017 гг. Соответственно, во власти правительства приостановить снижение пошлин, если оно этого захочет. Просто сегодня это не входит в планы правительства. И это вполне понятно, потому что у нефтяных компаний было очень много времени и очень много возможностей для модернизации своих НПЗ. Они постоянно не укладываются в свои графики и в принципе, некоторые из них не очень стремятся к модернизации своих НПЗ. Рано или поздно нефтяные компании нужно было наказать за это, раз они не понимают предупреждений и нарушают соглашения с правительством. Во-первых, снижение пошлин соответствует парадигме ВТО, в которую вступила Россия. Во-вторых, эта политика связана также с гармонизацией пошлин внутри нашего Таможенного Союза. И в-третьих, это способ постепенно вывести российскую нефтепереработку в условия, приближенные к мировым", - отметил Кокин, добавив, что с 2003 года по 2013-2014 гг российская нефтепереработка благодаря режиму пошлин находилась в тепличных условиях.

По его словам, существует также вероятность того, что государство откажется от курса на обнуление пошлин или может даже повысит их. "Это будет возможно, если будет сильным лоббистское давление нефтяной отрасли, либо если рост цен на некоторые нефтепродукты окажется слишком высоким. В том случае, если по политическим или социальным причинам будет принято решение замедлить его или даже обратить вспять, то это можно будет сделать подняв пошлины", - заключил старший аналитик "Уралсиб Кэпитал".