SOCAR открывает новые горизонты азербайджанской нефти
Читать на сайте Вестник КавказаКомпания SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) намерена повысить добычу нефти, в основном, за счет оптимизации процесса. Об этом сообщил на общем заседании Президиума Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) первый вице-президент SOCAR Хошбахт Юсифзаде.
Он уточнил, что в последнее время открываются исключительно газоконденсатные месторождения. "Причина заключается в том, что мы сейчас работаем на глубинных объектах. Соответственно, маловероятно обнаружить нефть на глубине 6-7 тыс м. В основном это - газовые месторождения. Безусловно, имеются также и конденсатные скважины объемом в 240 млн т конденсата", - приводит его слова Тренд.
Однако нефтяные скважины, считает Юсифзаде, вводятся в эксплуатацию очень медленно. "Что же можно предпринять для роста нефтедобычи? В первую очередь необходимо увеличить коэффициент извлечения нефти. На сегодняшний день мы добыли на суше 1 млрд т нефти. Однако существуют балансовый запас и добываемый запас. Добываемый запас в Азербайджане составляет всего 40%. Если мы сможем увеличить добываемый запас на 10-20%, то можно существенно поднять добычу нефти", - поведал первый вице-президент SOCAR.
Юсифзаде добавил, что вопросом увеличения коэффициента извлечения нефти занимается сформированная специально для этого комиссия. "Другой вопрос - исследования мезозойских отложений. Сегодня мы работаем в этой области с компаниями Total, ConocoPhillips, Statoil. Также ведутся переговоры по этому вопросу с НАНА", - заявил он.
Кроме того, подчеркнул Юсифзаде, в Азербайджане можно вести добычу сланцевой нефти и газа. "Наконец, еще один важный момент - это добыча нефти и газа из сланцев. В этом плане пока имеются определенные разногласия, но мы считаем, что в Азербайджане есть возможность добывать нефть и газ из сланцев, каковы бы ни были результаты", - заключил первый вице-президент Госнефтекомпании.
Нефтяной аналитик Сеймур Алиев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" пояснил, что добыча на месторождениях в Азербайджане в промышленных масштабах идет уже десятки лет, и естественно рассматривается вопрос возможности повышении коэффициента извлечения нефти.
"Возможности для этого есть, к примеру, закачка воды или газа в пласт. В Азербайджане существуют исследовательские институты, которые работают над данной проблемой. В любом случае, Азербайджан намерен увеличивать добычу углеводородов и в частности газа. Сегодня министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев заявил о том, что республика намерена практически вдвое увеличить объемы добычи газа, до 50-60 млрд кубометров в год, что значительно повысит ее экспортный потенциал. Сделано это будет за счет разработки новых месторождений, таких как Умид и Апшерон, а также других перспективных структур, бурение на которых раньше не проводилось", - рассказал эксперт.
Комментируя слова Хошбахта Юсифзаде о перспективах мезозойских отложений, Алиев заметил, что у Азербайджана уже есть опыт глубинного бурения на Каспии, и его можно перенести на сушу.
"Соответствующие соглашения с ConocoPhillips, Total уже имеются. Однако речь идет о больших глубинах и сложной геологической структуре. Глубина залегания мезозойских отложений колеблется от минимальных глубин до 10 тыс метров. Дать оценку запасам в мезозойских отложениях сложно, потому что до сих пор не имеется скважин с долгосрочным стабильным дебитом. Для нормальной добычи необходимо решить вопрос с технологией. Иностранные компании проявляют интерес к работам на таких месторождениях. Ими будут представлены предложения и технологии для вскрытия мезозойских отложений и бурения скважин для добычи углеводородов. В настоящее время изучается перспективность нефтедобычи в мезозойских пластах отложениях", - сообщил аналитик.
Сеймур Алиев отметил, что в Азербайджане, безусловно, есть возможность открытия сланцевых месторождений, однако на данном этапе, прежде всего, необходимо определить экономическую целесообразность их разработки. "Дело в том, что себестоимость добычи традиционных нефти и газа значительно дешевле, чем добыча сланцевых углеводородов. Достаточно вспомнить ситуацию со сланцевым газом и сланцевой нефтью в США, когда при падении цен на нефть многие сланцевые проекты закрылись, так как оказались экономически неэффективными. Все будет зависеть от экономической целесообразности", - подчеркнул он.
В свою очередь, глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан обратил внимание на тот факт, что в оценке экономической целесообразности нуждаются в целом все доступные способы повышения коэффициента извлечения нефти. "В мире существуют различные ноу-хау, к примеру, полимерная заливка скважин, за счет которой отдача нефти намного повышается, но это "дорогое удовольствие", и я не уверен, что SOCAR сочтет уместным платить за нее. В наших месторождениях, хотя все они, фактически, старые, в среднем возраста 50-60 лет (а есть и такие, что эксплуатируются дольше века), нефть есть. Извлекаемость на них составляет около 15-16%. Когда в советские годы план по нефтедобыче выполнялся и перевыполнялся, из-за неправильной эксплуатации вышла такая низкая отдача, максимум на морских месторождениях - 25%", - сообщил Шабан.
"Естественно, это оставляет возможности для повышения извлекаемости нефти, ведь это позволит стабилизировать нефтедобычу. Бурение новых скважин сейчас уже не дается так легко, как прежде: одна эксплуатационная скважина глубиной 3,5-4 тыс м может стоить $5-10 млн. Для сравнения, меры по повышению отдачи нефти с уже существующей скважины обойдутся приблизительно в $2 млн. Заметьте, пока что SOCAR не раскрывает конкретные планы, хотя Шохбахт Юсифзаде отвечает как раз за геологию и разработку месторождений и мог бы раскрыть определенные детали мер по повышению коэффициента извлечения нефти", - сказал эксперт.
Ильхам Шабан добавил, что SOCAR в настоящее время тесно сотрудничает с западными компаниями по линии геологических исследований севера и запада Азербайджана. "За весь период независимости, фактически, никаких геологоразведочных работ на суше не производилось, и поиска нефти и газа за пределами Апшерона не было. В последний раз на северо-западе поиски велись в 60-70-х годах, а потом, когда на мелководье Каспия были найдены крупные месторождения, эта работа была отложена. Сейчас же Госнефтекомпания обратила свои взоры на сушу и действительно рассматривает возможности добычи углеводородов из мезозойских структур, с применением современных продвинутых технологий", - заметил он.
Комментируя возможности под добыче сланцевых углеводородов, Ильхам Шабан напомнил, что в Азербайджане нефтеносные сланцы были найдены еще в 50-х годах прошлого века. "Об этом написаны целые книги, научные труды. Замечу, что сланцы у нас расположены в тех местах, где водные ресурсы, фактически, отсутствуют. К тому же, если мы сможем найти нефть и газ в более глубоких пластах, то зачем нам заниматься сланцами? Они по себестоимости практически одинаковы, различия лишь в технологиях разработки", - заключил эксперт.