Каковы интересы ЕС в Центральной Азии
Читать на сайте Вестник КавказаДве недели назад выступил в должность новый спецпредставитель Евросоюза по Центральной Азии, словацкий дипломат Петер Буриан. Он займется укреплением политической координации Евросоюза со странами региона, будет мониторить выполнение стратегии ЕС для Центральной Азии и поддерживать региональную безопасность. Ранее Буриан работал госсекретарем МИД Словакии, послом в США, постпредом Словакии в Совете Безопасности ООН и в самой ООН. Его "центральноазиатский мандат" действителен до 30 апреля следующего года. Изменится ли за год политика ЕС в Центральной Азии?
Начальник сектора центральноазиатских исследований Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Дмитрий Александров указал, в первую очередь, на экономический интерес ЕС к региону: "Это интерес ЕС к Казахстану в плане углеводородного сырья и некоторых других видов полезных ископаемых, а в потенциале к углеводородному сырью Туркменистана. Стоит отметить инфраструктурные проекты, типа ТРАСЕКА, которые должны связать Китай, Центральную Азию и Европу".
В сфере политики и безопасности Александров оставляет за ЕС в большей степени вспомогательные функции по отношению к политике США в регионе: "Тут и Афганистан, и формирование прозападных элит, в чем ЕС достиг определенных успехов через образовательные программы, через сотрудничество с государственными структурами, и, наконец, сдерживание влияния России, а отчасти и сдерживание влияния Китая".
Важным моментом в части политических вопросов остается демократизация. "По мнению многочисленных чиновников ЕС, республики Центральной Азии в большей степени должны идти за странами ЕС в деле демократизации, но пока успехов особенных тут не достигнуто. С точки зрения чиновников ЕС, конечно. И есть еще один момент - это скрытая поддержка радикальных националистических и либеральных структур. Тут тоже нет ничего нового, потому что этим занимаются активно и США", - полагает эксперт.
Он напомнил, что в плане нормативной базы, с 2007года действует стратегия нового сотрудничества ЕС с Центральной Азией. "В плане развития нормативных документов ЕС преуспел. Но по сравнению с другими регионами успехи ЕС в Центральной Азии натолкнулись на ряд проблем. С моей точки зрения, амбиции ЕС в регионе завышены, отсутствует единая политика, и кстати говоря, ситуация с кризисом в 2005 году в Андижане очень хорошо это показала - потому что была позиция Германии, достаточно сдержанная и была позиция ряда скандинавских стран, была позиция Франции, более жесткая, Великобритании", - говорит Александров.
По его мнению, очевидна определенная присутствует забюрократизированность процесса: "На бумаге все хорошо во взаимодействии ЕС и стран Центральной Азии, но в реальности многие программы не реализуются. ЕС на самом деле не хочет вкладывать большие средства в страны Центральной Азии. Достаточно сказать, что по программе сотрудничества 2007-2013 года, страны ЕС должны были на пять республик выделить на различные программы 700 млн евро. Это мизерные средства. По нынешней программе предполагается выделить около 1 млрд евро (программа до 2020 года). Это тоже не говорит о желании ЕС действительно вкладывать большие средства в страны Центральной Азии".