События 1918 года в Кубе (ч.1)

Читать на сайте Вестник Кавказа

Убийство людей по национальному признаку нельзя оправдать ничем, но еще более страшно, когда в ходе этнических чисток люди гибнут только потому, что они этинически близки к тем, которых убийцы считают виновниками своих бед.

События в 1918 года на территории всего Азербайджана историки называют этническими чистками, говоря о том, что тогдашние погромы были составной частью масштабных планов националистов, стремящихся к максимальному уменьшению численности мусульманского населения во всех азербайджанских регионах. Однако остается не до конца понятным, почему армянские погромы 1915 года в Османской Турции стали основанием для этнических чисток азербайджанцев в 1918 году.
Азербайджанцы, проживавшие в Российской империи (как и другие тюркские народы - узбеки, казахи, туркмены, гагаузы, карачаевцы) имели весьма опосредованное отношение к туркам, проживавшим в Османской империи.
В борьбе за трон "нефтяного королевства" Баку руководитель бакинских большевиков Степан Шаумян (Лалаянц) нашел поддержку радикально настроенных дашнаков и дислоцированных в Баку армянских боевых подразделений, которые были эвакуированы с фронта, где воевали на стороне Антанты за города и села Турции, мечтавших взять реванш.
Привлечение к борьбе за власть национально-демократической партией "Мусават", превратило сражения в погромы мирных азербайджанцев, ничего не имевших против армян, мирно проживавших с ними долгие годы на одной земле. В марте 1918 года азербайджанцев уничтожали только потому, что они этнически принадлежали к семье тюркских народов, хотя имели собственную историю, отличную от истории тюрков-османов.
Именно тогда была заложена идеология враждебной политики армян в отношении азербайджанцев, в основу которой положена резня армян в Османской империи.
Сегодня Армения добивается признания событий в 1915 года геноцидом.
Так, в свободолюбивой Франции, где карикатуры на Христа и пророка Мухаммеда считаются святым правом личности, или правом на свободу слова, в конце 2011 года пытались принять закон, предусматривающий за отрицание геноцида армян наказание в виде штрафа в размере 45 тысяч евро и лишение свободы на год.
Не совсем понятно, как осуждением зла, совершенного в 1915 году на территории Османской Турции, можно объяснить претензии на современные азербайджанские территории, ведь событиями столетней давности в Армении объясняют акции новейшей истории – и ходжалинскую трагедию, и оккупацию Карабаха.
Тем не менее это происходит, и инспирируется, вероятно, теми, кто думает о собственном политическом и экономическом капитале, забывая об интересах собственного народа и его ближайших соседей. Для большей части этих людей Армения историческая родина, но в армянской диаспоре не сильно обеспокоены тем фактом, что такого рода политика приводит к враждебным отношениям с двумя (Турция, Азербайджан) из четырех соседей Армении.
Так или иначе сегодня Армения оказалась в экономическом тупике, а народ вынужден покидать страну. На днях первый президент Армении Левон Тер-Петросян назвал продолжение поиска врагов антиармянской политикой, призвав отказаться от идеи создания "Великой Армении".
Действительно, политика взаимовыгодного сотрудничества с соседями рано или поздно сделает Закавказье процветающей землей.
Как акт осуждения политики вражды, как пример того, к чему может привести чувство мести, а также для раскрытия объективных фактов "Вестник Кавказа" публикует материалы о мартовских событиях 1918 года, подготовленные Чрезвычайной следственной комиссией для расследования фактов насилия, погромов и мародерства в Закавказье с начала Первой мировой войны.
"Вестник Кавказа" представляет исторические документы без изменений, но убедительно просит читателя не воспринимать часто используемое слово "армяне" в обобщающем значении. Речь здесь идет только о людях армянской национальности, ставших участниками тех событий, причем большинство представителей этой национальности сами были заложниками той ситуации.

"… сообщаю Чрезвычайной Следственной Комиссии, что в районе I части гор. Кубы раненных и изувеченных армянскими бандами нет, и не может быть, так как они стреляли очень метко и на место одной пули употребляли 40-50 пуль. И кроме этого они каждого попавшего к ним разрубали кинжалами и убивали выстрелами из ружей до смерти и далее после смерти изуродовали трупы".
Эти строки из рапорта пристава 1-ой части гор. Кубы (1) лишь одно из сотни свидетельств о кровавых событиях в апреле-мае 1918 г. в г. Кубе и селениях Кубинского уезда. В чем же "провинилось" население этого региона Азербайджана, отличающееся своим полиэтническим составом, где совместно с преобладающими по численности азербайджанскими тюрками компактно проживали лезгины, таты, евреи, русские-сектанты, армяне и др., и теплые добрососедские отношения между представителями различных национально-этнических и религиозно-сектантских групп сохранялись на протяжении столетий. К тому же число местного армянского населения г. Кубы не превышало "500 человек" (2), а активность его была не столь высокой по сравнению с тем же населением в Баку, Шемахе или в Карабахе? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует совершить небольшой экскурс в историю этого края и событий, предшествующих кровавой трагедии, разыгравшейся здесь весной 1918 г.

* * *
В истории Куба, корнями уходящая в средневековье, упоминалась, в той или иной форме, еще в древних албанских, арабских, персидских и турецких источниках, в различных произведениях европейских географов и путешественников. Географические территории, обозначенные как "Куба" - именем города, расположенного в самом центре,- издревле простирались, начиная с северо-восточных отрогов Большого Кавказского хребта и, до Самуро-Дивичинской впадины. Гораздо более широко распространенным и древним географическим названием является сам топоним "Куба" - сфера распространения которого "простирается от Монголии до средней полосы России с охватом Закаспийских областей, а также Ширвана и Северного Кавказа". (3) О происхождении этого топонима существует множество разнохарактерных и взаимоисключающих толкований, в том числе и относительно названия города Куба в Азербайджане, наиболее достоверными из которых представляются следующие.
Так, первая мечеть, построенная около города Мекки пророком Мухаммедом, называлась Куба. Построенная же в Х веке правителем Азербайджана Ануширеваном на территории нынешней Кубы крепость именовалась "Баде Фируз-Губад" и получила свое название по имени Сасанидского царя Кубада I. "Ее упоминал арабский историк Мас'уди (943 г.): "Имеется много известий ...об удивительных сооружениях, которые Кубад ибн-Фируз, отец Хисры Ануширвана, воздвиг в месте, называемом Маскат, и которые представляют собой город, построенный из камня;...". Автор, говоря о Маскате, по-видимому, имеет в виду, район Кубы и город Фируз-Кубад, современную Кубу, в названии которой отложилось имя ее основателя Сасанидского царя Кубада I сына Фируза (488 - 531 гг.)" – пишет известный азербайджанский ученый С.Ашурбейли и связывая эти два факта, полагает, что название Куба относится к числу одноименных топонимов, перенесенных в VII в. арабскими племенами, выходцами из города Куба, близ Медины, во время завоевания Азербайджана и Дагестана халифатом.
"Большой ареал распространения этого названия на территории, завоеванной Арабским хали-фатом, подтверждает это предположение, как и следующее сообщение Зайн ал-‘Абидина Ширвани (XIX в.), описавшего город Кубу: "...В древности одно из арабских племен переселилось в Кубу и там обосновалось". Арабы, поселившись в Фируз-Кубаде, услышав название, созвучное с именем города близ арабской Медины, стали называть его знакомым именем Куба, также как и Маскат"(4) Существуют также версии , что топонимы с компонентом "куба" и "кува", известные с ХII в. и широко распространенные на разных территориях нынешнего Азербайджана, а также Северного Кавказа, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Алтайского края, отражают какой-то тюркский этноним, например, известное у киргизов племя под названием "куба" по происхождению считается кыпчакским. (5) Начиная с ХII века название Куба встречается уже во многих арабских источниках: в географическом словаре арабского ученого Хамави (ХIII век) среди городов Азербайджана упоминается город "Кубба", в Сефевидских архивных материалах XVI века содержится немало сведений о крае "Губба", в других источниках название города упоминается как "Гюббе". Общепринято, что фундамент современного города Кубы был заложен в ХIV веке.

"Однако А. А. Бакиханов сообщает, что он сам видел близ Кубы прекрасную гробницу ширваншаха Кавуса ибн Кейкубада (ум. 774 г. Х./1373 г.), что позволяет предположить, что здесь в более древние времена и в XIV в. находилась касаба или город. В более позднем источнике XVI в. со слов местных жителей сообщается, что "Куба - крепость на склоне горы давно разрушена. Название Куба в это время (1582 г. - С. А.) относится к округу (нахийа) с многочисленными селами. Таким образом, название Куба сохранилось вплоть до XVI в. В это время под названием Куба существовал округ, а крепость была разрушена" (6). С периода своего возникновения город-крепость или округ Куба входил во владения государства Ширваншахов, одного из значительных средневековых феодальных государств Азербайджана, существовавшего на просторных территориях под названием Ширван. Ширваном, или Шарваном, в средневековых источниках называлась область на западном побережье Каспийского моря, к востоку от Куры, составляющая часть древней Кавказской Албании, или раннесредневекового Арана. Границы области Ширвана в период средневековья в связи с политическими событиями и с изменением административного деления страны в результате завоеваний нередко менялись. В некоторые периоды часть Ширвана входила в состав Атропатены, часто северная граница Ширвана простиралась до городов и поселений Южного Дагестана. (7) Не случайно, что название "Куба" встречалось также в источниках, где говорилось об известном торговом и культурном центре средневекового Азербайджана, столице Ширвана - городе Шемахе, "куда стекались купцы со всего мира чтоб купить Куба-Ширванские ковры". (8) Относительно населения этого края известно, что на протяжении тысячелетий территория Ширвана была ареной разнообразнейших контактов между сменявшими друг друга кавказскими, ирано- и тюркоязычными племенами, о чем свидетельствуют не только письменные источники, но и археологические и топонимические данные.

Помимо древнего населения Ширвана кавказского, иранского и тюркского происхождения, в VII - IX вв. и позднее в стране жили и арабы. "Данные источников и топонимики свидетельствуют, что местное население, состоящее из кавказских, ираноязычных и тюркоязычных племен, с начала нашей эры подвергалось интенсивной инфильтрации тюркских кочевников, мощное напластование которых явилось значительным компонентом в этногенезе азербайджанского народа. Арабские племена, расселившиеся в Азербайджане, ассимилировались с местным населением и язык их не сохранился, оставив лишь след в топонимике и местной лексике. Это говорит о том, что ко времени арабского завоевания Азербайджана тюркский и иранский элементы были устойчивыми".(9) Заметным звеном в картине этнической мозаики Азербайджана уже в XVI - XVIII вв. стало также переселение в Азербайджан из Турции новых курдских племен, а также внутреннее переселение других курдских племен из Южного Азербайджана в Северный. (10) Города и другие населенные пункты Ширвана периодически испытывали на себе трагические и разрушительные последствия войн между Сефевидским Ираном и султанской Турцией.

Так, в XVI в. в результате уже 6-й войны между османами и сефевидами, турки завладев Ширваном в 1578 г., разделили его на 2 провинции - Большой и Малый Ширван. Куба, как 3-й административный санджаг входила в состав Малого Ширвана с центром г. Дербентом. (11) Как свидетельствуют источники, кубинцы, воевавшие на стороне сефевидов, вместе с тем были недовольны властью кызылбашских правителей, особенно местными чиновниками и военным представительством Шахского двора. (12) "Несмотря на периодический захват и даже длительную оккупацию османами почти всей территории Азербайджана, за исклюючением его юго-восточного уголка, все же Азербайджан и в этот период не терял свою административную обособленность в системе уже Иранского Сефевидского государства. ...Начиная с 1593 г. оставшиеся в руках кызылбашев области Азербайджана: Зенджан, Халхал, Ардебиль, Караджадаг, Талыш, Кызылагадж и Ленкорань – обширная территория между двумя реками Кызылузен и Кура – объединились в единое беглярбекство "Азербайджан", во главе которого попеременно стояли братья Караманлу – Фархад-хан и Зульфигар-хан. Вооруженные силы беглярбекства, число которых до 1595 г. было доведено до 10 тыс. (конные и пешие), назывались "войсками Азербайджана".(13)

Постоянный натиск султанской Турции на Сефевидское государство, нашествие турецких войск во время войн в первую очередь на территорию Закавказья и Азербайджана явились одной и решающих причин перенесения столицы Сефевидского государства с начала из Тебриза в Казвин (1548 г.), а затем в Исфахан, вследствие чего Азербайджан потерял былое значение центральной или столичной области Сефевидского государства".(14) Это событие также послужило тому, что Азербайджан еще более отделился от собственно Иранской территории, изолируясь от центра государства на север, что "в определенной мере способствовало территориальной стабилизации азербайджанского народа на своей исконной исторической земле, что наряду с общностью языка является вторым важным условием формирования любого народа". (15) В 1638 г. между Ираном и Турцией был заключен договор, положивший начало установлению мирных отношений, продолжавшихся более 80 лет (1639-1723). Хотя все это время Азербайджан оставался под властью Ирана, составляя его северо-западную окраину, однако в административном отношении он представлял единое целое, включая не только территорию всего Азербайджана от пределов верховья реки Кызылузен до Главного Кавказского хребта, но и часть Восточной Армении. В пределы понятия Азербайджан все это время входили четыре беглярбекства: Тебриз, охватывающий помимо всех территорий Азербайджана к югу от р. Аракс, также Талыш и Муган; Ширван с центром в Шемахе с охватом всей территории к северу от р. Куры до Дербента включительно; Карабах с центром в Гяндже с охватом всей территории междуречья Куры и Аракса до Акстафы и Ордубада.

Вместе с тем в состав беклярбекства Азербайджана входила и "Восточная Армения под названием беклярбекства Чухурсаад, большинство населения которой к этому времени составляли азербайджанцы".(16) Таким образом, понятие "Азербайджан" в это время охватывало в полной мере историческую Атрапатену с Талышем и Каспианой, а также земли Кавказской Албании. Следует отметить, что хотя должность беглярбеков не была наследственной, фактически они назначались из узкого круга знатных феодальных родов, как правило из азербайджанцев. В частности правители Тебриза и всего Южного Азербайджана принадлежали к фамилии Порнак (Пирбудаг-хан, его сын Шахбенде-хан, Пирбудаг-хан II, Рустам хан, и др.), в Гянджу в качестве беглярбеков Карабаха обычно назначались выходцы в основном из той же фамилии Каджаров (Зияд оглы Каджар, Мухаммед Кули-хан Каджар). Беглярбеком Ширвана был Кейхосров, отличающийся своими почти самостоятельными действиями. Русский посланник в Иране (в 1717-1719 гг.) А.П.Волынский уже в это время отличал Ширван от Персии, указывая, что "...владетели в Ширване.. в шахову казну столько послали сколько захотели". (17) В Мугане примерно в эти же годы также "шахская власть не признавалась". (18) Все это представляло собою прелюдию к начавшемуся процессу отложения азербайджанских земель от Иранского государства, которое уже с конца XVII в., наряду с ослаблением центральной власти в Исфахане, испытывало сильнейший экономический упадок, результатом чего и стала "потеря связи с окраинами". (19)

Подтверждением тому является и факт образования уже в начале XVIII в. Кубинского ханства с центром сперва в Худате, а затем в Кубе. Основоположником собственно Кубинского ханства считается Гусейн-Али хан (1722-1758), родоначальником же кубинских ханов является Гусейн I, принадлежавший к известному роду Кайтакских уцмиев (правителей) Дагестана. Спасенный во время кровавой резни между двумя ветвями кайтакских племен и уехавший в дальнейшем в Исфахан, Гусейн I женился здесь на дочери богатого вельможи из знатного рода Каджаров, и в этом браке родился сын - Ахмед, дед будущего знаменитого правителя Кубинского ханства Фатали-хана. За храбрость и благородство Гусейн I был назначен Сефевидским Шахом Сулейманом ханом в Кубе и Сальянах. По прибытию в Кубу Гусейн I соорудил в Худате крепость, развел сады, сделал Худат своим пристанищем, и правил этим краем в 1680-1689 гг. Период правления Гусейна I, также как годы правления его сыновей и внука вплоть до 1718 г. (убийства Султан Ахмеда хана) ознаменовался войнами с Кай-тагскими уцмиями, в ходе которых Кубинские правители пытались вернуть себе свои наследственные владения - город Башлы. Существует также версия, что Гусейн I, будучи в Исфахане принял шиитство (как и все будущее его потомство), что и явилось главной причиной раздора этого рода с Кайтагскими уцмиями – традиционно суннитами. (20) Как бы то ни было, войны эти, однако, заканчивались попеременными успехами обеих сторон, в результате которых как Ахмед хан (сын) так и Султан Ахмед (внук) Гусейна I были убиты, а малолетний сын Султан Ахмеда Гусейн Али был спасен и увезен родственниками в Ахты. В 1718-22 годах власть в Кубе была разделена между двумя феодалами - Казыкумыкским Сурхай-ханом и Мушкурским Молла Гаджи Давудом, овладевшими гор. Шемахой Ширвана. В это время в Иране также было не спокойно. В 1721 году восстало племя афганцев-гильзаев под предводительством Махмуд-хана, которому в 1722 г. удалось свергнуть Шаха Гусейна. Однако три северные провинции Ирана – Гилян, Мазандаран и Южный Азербайджан, не покорившиеся афганцам, номинально признали шахом сына Гусейна Тахмаспа II, который обосновался в азербайджанском городе Ардебиле.

1. Государственный Архив Азербайджанской Республики, фонд 1061, опись 1, дело 96, лист 13 (Далее : ГА АР, ф., оп., д., л.)
2. ГА АР, ф.1061, оп.1, д.96, л.2
3. См.: подробно: Гусейнзаде А. Об этимологии топонима Куба. Советская тюркология, 1971, № 2, с.119-125
4. Ашурбейли С.Б. Государство Ширваншахов (VI-XVI вв.). Баку, 1983, с. 30,99,101
5. См. Гусейнзаде А. Об этимологии топонима Куба...., с.122-123; Гейбуллаев Г.А.Топонимия Азерайджана, Баку, 1986, с. 64
6. Ашурбейли С.Б. Государство Ширваншахов..., с.99
7. Там же, с.13
8. История Азербайджана. С древних времен по 1970 г. Под редакцией С.Алиярлы. Баку, 1996, c.24
9. Ашурбейли С.Б. Государство Ширваншахов...с.18-24
10. Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана... с. 110
11. См.: Фарзалибеков Ш.Ф. История Губы. Баку, 2001, с.20 (на азерб.яз.)
12. Там же 13. Сумбатзаде А.С. Азербайджанцы-этногенез и формирование народа. Баку, 1990, с. 232;
13. Рахмани А.А. Азербайджан в конце XVI-XVII веке. Баку, 1981, с. 45
14. Сумбатзаде А.С. Азербайджанцы-этногенез и формирование народа..., с. 232
15. Там же, с. 233
16. Там же, с. 241; Рахмани А.А. Азербайджан в конце XVI-XVII веке..., с. 86
17. Алиев Ф.М. Миссия посланника Русского государства А.П.Волынского в Азербайджане. Баку, 1979, с.58
18. Там же, с.78
19. Далили Х.А. Южные ханства Азербайджана. Баку, 1979, с. 11 (на азерб. яз.)
20. Фарзалибеков Ш.Ф. История Губы... с.22 (на азерб.яз.)