Проблемный апрель для Турции

Читать на сайте Вестник Кавказа

Наверняка, в турецком внешнеполитическом ведомстве сейчас с нетерпением ждут окончания месяца, когда уляжется буря от муссируемого отечественными и зарубежными общественными деятелями и мировыми СМИ "армянского вопроса". Пока же, с приближением знаменательной для армянского народа даты 24 апреля страсти по поводу признания или непризнания геноцидом убийств армян в Османской империи сто лет назад лишь разгораются силой.

Масла в огонь подлило выступление Папы римского Франциска, назвавшего произошедшее "геноцидом", и вызвавшего, тем самым, волну возмущения в Анкаре. Эмоциональный выпад и без того не особо любимого в Европе (и уж совсем не жалуемого европейскими журналистами и НПО) президента Турции Реджепа Эрдогана против Папы Римского Франциска, в свою очередь, придал вопросу оттенок религиозного противостояния и привел к еще большему отчуждению рядовых европейцев от турок. И, как следствие, невосприимчивости к турецкой трактовке исторических событий, а также усилению сочувственных настроений по отношению к армянам.

Очередным неприятным уколом для турецкой дипломатии стало принятие Европарламентом резолюции, в которой он призвал Турцию "признать геноцид армян". Провести подобную резолюцию через Европарламент оказалось возможным, потому что в конечном счете ни одна из стран не взяла на себя непосредственную ответственность за ее принятие, а значит, голосование едва ли отразится на двусторонних отношениях Турции с конкретной страной ЕС. Иначе говоря, сработал принцип уменьшения личной ответственности за принимаемые в коллективе решения.

Реакция главы турецкого государства, опять же, была выдержана в его традиционном стиле: "Эту резолюцию Европарламента мы впустим в одно ухо и выпустим из другого". МИД Турции, в свою очередь, упрекнул Европарламент в "религиозном фанатизме", чем еще больше усилил невыгодный для Турции с точки зрения паблисити религиозный аспект этого вопроса.

То, как умело армянская сторона использует в собственных политических целях фактор религиозной солидарности, известно еще по нагорно-карабахскому конфликту. Несмотря на его ярко-выраженный этно-территориальный подтекст, армянские лоббисты на Западе старательно работали и работают над приданием ему межрелигиозного оттенка. На фоне усилившихся в Европе в последние годы исламофобских настроений это очевидный и выгодный ход для Армении в информационном противостоянии с турецко-азербайджанским блоком.

Между тем, по юбилейному случаю была предпринята попытка проведения законопроекта о признании "геноцида армян" и в немецком Бундестаге. И, если во Франции с ее мощной армянской диаспорой по этому поводу уже давно все решено на законодательном уровне, и даже была предпринята серьезная попытка внедрения законопроекта о криминализации отрицания "геноцида армян", то в Германии дело обстоит несколько иначе. Бежавшие от войны турецкие армяне не спешили мигрировать в Германию, бывшую в ходе первой мировой войны союзницей Османской империи. Более того, многие армяне упрекают немцев в том, что они фактически способствовали своими действиями массовым убийствам армян в Турции.

Так или иначе, в ФРГ пока не сложилась многочисленная и хорошо структурированная лоббистская группировка, которая могла бы вплотную заняться работой над вожделенным для армянской диаспоры законопроектом. Как сообщают немецкие СМИ, в данный момент в Бундестаге готовится резолюция, посвященная событиям 1915 года, однако, термин "геноцид" был позже вычеркнут из ее первоначального проекта. Как сообщили "Вестнику Кавказа" источники в немецком парламенте, особо активной деятельности армянской диаспоры в данном вопросе не наблюдалось, как и попыток оказания давления на депутатов – таких возможностей у армянской диаспоры в Берлине просто не имеется.

Главная опасность Анкару поджидает не со стороны германского парламента, где, благодаря прагматикам в правящей коалиции, решение о трактовке исторических событий предпочитают все же предоставить историкам. Но вот бывший пастор, а ныне президент ФРГ Йоахим Гаук уж совсем не жалует Эрдогана и Турцию. Что, кстати, взаимно. Еще в ходе своего прошлогоднего визита в Турцию Гаук публично раскритиковал правительство ПСР из-за ограничений свобод в этой стране, что Анкара сочла вмешательством во внутренние дела государства. Раздраженный Эрдоган как-то публично прокомментировал очередную демократическую проповедь Гаука, сказав, что немецкий президент все еще не вышел из роли пастора.
Теперь же "пастор" планирует посетить 23 апреля мероприятие под названием "Геноцид армян, арамейцев и понтийских греков", где собирается выступить с речью. В Анкаре будут напряженно следить за тем, что же скажет Йоахим Гаук. Но уже сейчас очевидно, что ничего приятного для себя турки от немецкого президента не услышат.