"Турецкий поток" продолжится "Греческим потоком"?
Читать на сайте Вестник КавказаМинэнерго России находится в постоянном контакте с Грецией по поводу возможного строительства продолжения газопровода "Турецкий поток" через ее территорию. Об этом рассказал глава ведомства Александр Новак.
"Мы с ними в контакте. Я вчера разговаривал с министром греческим. Ехать или не ехать (в Грецию - ВК) - это не принципиальный вопрос", - сообщил он, отвечая на вопрос о планах на следующей неделе посетить Афины для обсуждения этого вопроса.
Москва и Афины сейчас прорабатывают меморандум о строительстве газопровода от греческо-турецкой границы, по которому газ из "Турецкого потока" направится дальше в Европу, сообщает РИА Новости. 15 апреля Минэнерго Греции сообщило, что Афины и Москва на следующей неделе подпишут соответствующий меморандум, который даст возможность начать предметные переговоры.
Стоимость греческого участка газопровода составит порядка 2 млрд евро, он пройдет до границы с бывшей югославской республикой Македония. Строительство газопровода будут осуществлять частные компании.
Как рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, продолжение "Турецкого потока" по греческой территории чрезвычайно важно, поскольку тогда российский газ, пущенный по этому газопроводу, смогут покупать как минимум две страны — не только собственно Турция, но и Греция.
"Конечно же, этот меморандум не гарантирует стабильной поставки газа дальше по территории Европейского Союза во все страны-потребители, но в случае, если этот проект удастся согласовать с Грецией, у России в его рамках помимо Турции появляется уже второй гарантированный потребитель – Греция, куда этот газ будет поступать, и, как минимум, мы знаем, что этот газ может дойти до границ других стран, что уже положительный момент", - поведал он.
Эксперт предупредил, впрочем, что при реализации "Турецкого потока" могут возникнуть осложнения со стороны Евросоюза. "Нужно понимать, что Греция является частью ЕС, и тут будет достаточно серьезное давление Еврокомиссии - в плане того, чтобы переговоры происходили не на двусторонней основе, а переносились на уровень ЕК, то есть согласовывать фактически со всеми странами-членами ЕС, что осложнит процесс", - указал Кулагин.
"Тут все очень сильно зависит от многих факторов. В последнее время новое греческое руководство проявляет, действительно, достаточно независимую позицию, но нужно понимать, что Греция является частью ЕС, то есть на нее распространяются обязательства, принятые в рамках Евросоюза, того же Третьего энергопакета и т. д.", - отметил директор Центра изучения мировых энергетических рынков.
Общая тенденция, по словам эксперта, - расширение полномочий собственно руководства ЕС за счет компетенций отдельных стран. "И те меры по регулированию энергетики, которые уже приняты в рамках Евросоюза, и те, которые планируется принять, нацелены прежде всего на то, чтобы полномочия национальных органов по энергетическим вопросам потихоньку переносились на межгосударственный уровень", - пояснил Кулагин.
"Пока у Греции есть ограниченные возможности действовать здесь самостоятельно. Но в последние годы политика Евросоюза развивается так, что у национальных правительств остается все меньше возможностей принимать решения не то чтобы без оглядки на ЕС, а даже без согласования с ним", - посетовал он.
Полномочия ЕС в скором будущем могут распространиться даже на заключение контрактов о поставке энергоносителей. "Мы слышали в последнее время, что очень лоббируются изменения условий энергополитики, чтобы даже контракты о поставке газа согласовывались на уровне ЕС, а не подписывались непосредственно государствами и поставщиками", - поведал эксперт.
Россия, по словам Вячеслава Кулагина, также может вложиться в этот проект, однако здесь нужно проявить особую бдительность. "Если это будет совместный проект, и, соответственно, условия для использования этого газопровода будут приемлемы в том числе для российской стороны, то почему нет? Я думаю, российские компании здесь могут поучаствовать", - считает он.
"Но главное - не попасть на риски, когда вложили деньги, потом строили, а потом не можем пользоваться либо вообще обязаны передать этот газопровод третьей стороне. Риски с газопроводами в ЕС в последнее время достаточно высокие, мы это уже видели не раз", - заявил директор Центра изучения мировых энергетических рынков.
"Поэтому нужно очень внимательно смотреть за всеми инвестициями, которые мы планируем вкладывать, оценивать все риски и понимать, есть ли гарантии, что это не будут просто закопанные деньги", - заключил Вячеслав Кулагин.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев выразил гораздо меньший оптимизм по поводу планов на подписание меморандума и реализации проекта "Турецкий поток" в целом.
"Это будет рамочное соглашение: будет просто заявлен сам факт строительства, возможно, указан приблизительный маршрут и как он увязан с газотранспортной инфраструктурой внутри Греции. И скорее, как показывает опыт того же "Южного потока", это будет даже не рамочное соглашение. Межправительственное соглашение со всеми странами-участницами проекта совершенно не гарантирует его реализации", - сообщил он.
Что касается участия России в строительстве греческого участка, то, по словам эксперта, для российской стороны это было бы крайне нежелательно из-за нехватки средств.
"На мой взгляд, одной из двух основных причин отказа от "Южного потока" был дефицит инвестиционных ресурсов "Газпрома", поскольку приоритетным проектом на ближайшие три-четыре года была выбрана организация поставок газа в Китай по "восточному маршруту". Денег на реализацию сухопутной части "Южного потока" не осталось", - поведал Белогорьев.
"Это моя оценка, "Газпром" отрицает эту причину, но, на мой взгляд, она есть. Поэтому "Газпром" не заинтересован в том, чтобы участвовать, по крайней мере, быть основным инвестором в строительстве этих сухопутных участков в Греции, Македонии, Сербии и Венгрии", - указал замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.
Однако велика вероятность, что у российской стороны не будет другого выхода, кроме как вложиться в строительство греческой части газопровода. "Так как пока европейские компании, даже сотрудничающие с "Газпромом" активно, не выразили никакого желания вкладывать инвестиции в продолжение "Турецкого потока", то я боюсь, что "Газпрому" придется участвовать. По крайней мере его долевая часть точно будет. Максимум, что можно добиться, - это привлечь еще кого-то, чтобы не только эти инвестиции легли не только на "Газпром", - полагает эксперт.
"В целом, отсутствие инвесторов кроме "Газпрома", является одним из трех самых основных рисков, связанных с реализацией "Турецкого потока", - подчеркнул Белогорьев.
Еще одна серьезная проблема — вмешательство ЕС, в частности, Еврокомиссии в реализацию проекта, которое может стать актуальным не сейчас, а на более поздней стадии. "Поскольку речь идет о рамочном соглашении, то я думаю, что его не требуется согласовывать с ЕС. Тем более, что текущее правительство Греции находится в достаточно сложных отношениях с Еврокомиссией", - уточнил эксперт.
"От Греции очень мало что зависит в этом проекте. Во-первых, надо найти инвесторов. Греческие компании точно не будут со-инвесторами, по крайней мере основными, - в силу экономической ситуации в Греции", - поведал он.
Но самое главное — это негативное отношение к "Турецкому потоку" со стороны ЕК, считает Белогорьев. "Еврокомиссия относится к "Турецкому потоку" еще хуже, чем к "Южному потоку" в силу уже сложных отношений Евросоюза и Турции, поскольку ЕК не заинтересована в таком усилении Турции как превращение ее в единственную транзитную страну для поставок газа в юго-восточную Европу. Это связано и с позицией по украинской ГТС в Европе, которая стала гораздо лучше за последней год. Поэтому ЕК будет противодействовать этому проекту, и, как показал опыт "Южного потока", это противодействие может быть весьма эффективным", - предупредил эксперт.
"Кроме того, и Турция на самом деле еще не дала согласия на прокладку газопровода по своей территории: Анкара торгуется", - отметил Белогорьев.
Так что реализация проекта находится под вопросом, полагает он. "Непонятно, сможет ли "Газпром" решить вопрос с Еврокомиссией и с поиском европейских инвесторов, при том, что от "Газпрома" это не зависит. Это для него как бы внешние риски", - подчеркнул замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.
Наконец, негативную роль могут сыграть и антироссийские санкции. "Есть еще один риск, связанный с возможным усилением санкций. Это может коснуться итальянской компании Saipem, которая является строителем подводной части "Турецкого потока", и эта компания может попасть под первый удар, что отложит реализацию проекта, по крайней мере, на несколько лет. А сам "Газпром" не в состоянии технически построить подводную часть в намеченные сроки", - указал Алексей Белогорьев.